Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ ство — своеобразная особенность Англии и, как большинство подобных особенностей, непонят­ на остальному миру. Музыкальному бельгийцу, например, кажется совершенно естественным, что хороший подбор колоколов существует для того, чтобы исполнять музыкальные произведе­ ния. Для английского звонаря это детская заба­ ва. Сущность благовеста в английском понима­ нии этого слова заключается в математических чередованиях и сочетаниях... Для обыкновенного человека благовест — это монотонный, повто­ ряющийся шум, скучноватый, но приятный, ког­ да он смягчен далеким расстоянием или поэти­ ческим воспоминанием. Для английского звонаря это — страсть, которая находит свое удовлет­ ворение в максимальной полноте и в механиче­ ском совершенстве...» (Каверин, 1977. С. 742). И вновь обращусь к русскому поэту Фёдору Тютчеву и его стихотворению «Рассвет»: ...Вставай же, Русь! Ужблизок час, Вставай Христовой службы ради. Ужне пора ль, перекрестясь, Ударить в колокол в Царьграде? Раздайся, благовестный звон, И весь Восток им огласится Тебя зовёт и будит он, — Вставай, мужайся, ополчится! В доспехи, вера, грудь одень, И с Богом, исполин державный! О, Русь, велик грядущий день, Вселенский день и православный! Какое торжество духа! Какой подъём даёт это стихотворение русского мастера слова, настоя­ щего православного христианина. А вот звон называется звоном, когда сразу звонят во все колокола или в несколько коло­ колов. В книге архимандрита Павла (Груздева) при­ водится стихотворение «Знамение иконы Божь­ ей Матери (Из Новгородской летописи)», где го­ ворится о том, что, когда дружины князей Свя­ тослава и Романа после выноса владыкой на го­ родские стены иконы Божьей Матери отступи­ ли, в Софийский собор стал стекаться богомоль­ ный народ «...и славил Царицу Небесную хор ,/ и снова гудел, оглашая простор,/ торжественный звон колокольный » (Архимандрит Павел (Груз­ дев), 2006. С. 549). «Мой колокол, трезвонь!» Веселый трезвон по церквам На всех колокольнях окрестных, И «чистые сердцем» во храм Стремятся в одеждах воскресных... В. С. Курочкин Трезвон —основной вид колокольного звона православной церкви, когда звонят во все коло­ кола в три приема с небольшими перерывами, выражающий христианскую радость и торже­ ство. Трезвон определяют как жанр колокольной музыки, состоящий из трех частей, с вступлени­ ем и заключением. Причем каждая часть явля ­ ется вариантным повторением предыдущей. Трезвон или тризвон произошел от двух слов: «три звона». В христианской символике трезвон отражает идею божественного триединства: Свя­ той Троицы. Граф Сергей Шереметьев, публикуя в 1890 го­ ду свои заметки о посещении Псково-Печер­ ского монастыря, писал, что трезвон всех коло­ колов необыкновенно стройный и гармоничный. Другой, неизвестный, автор, посетивший этот монастырь в 1929 году, сообщал, что колокола в монастыре удивительные, у часов на звонни­ це четыре монаха звонят в двенадцать коло ­ колов, при этом ни разу не сбиваясь, точно хоро­ шо сыгранный оркестр. Пасхальный звон в Московском Кремле Гравюра 1880 г. 3 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz