Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ В толпе благим вещанъям внемлют, Соборный колокол велик, Труды бесстрашные подьемлют Его торжественный язык. Он долго спал, над колокольней Зловещим призраком вися, Пока дремотой подневольной Кругом земля дремала вся. Свободный ветер бури дальней, Порою мчась издалека, Колыша медные бока. И лишь порою стон неясный Издаст тоскующая медь, Чтобы в дремоте безучастной Опять бессильно онеметь. Но час настал, запрет нарушен, Разрушен давний тяжкий сон, Порыву гордому послушен Торжественно-свободный звон. Слепой судьбе противореча, Горит надеждами восток, И праздник радостного веча, Великий праздник, недалек... Ф. Сологуб. «Благовест» В статье Татьяны Харламовой «Колокола­ ми по депрессии» благовест описан так: «Надо мной — темный бронзовый шатер колокола. Выше —только золотые купола и небо. Толстая капроновая веревка едва умещается в руке. Бри­ гада звонарей занимает места на четырех коло­ кольнях храма Христа Спасителя. Мне, как но­ венькой, разрешают сделать первый удар благо­ веста. Раскачиваю язык и... „Бумммм!“ — гулкий звук ошеломляет печальной торжественностью. Выскользнув в арку колокольни, он серебристым облаком плывет над улицами и переулками Мос­ квы. Люди внизу запрокидывают головы, а у при­ паркованной у храма машины от мощного звука срабатывает сигнализация... А дальше начина­ ется чудо. Большие колокола гудят, басят, затем вступают высокие голоса более мелких, оркестр набирает мощь, и кажется, огни вечерней Моск­ вы становятся ярче, а воздух — прозрачнее и чище. У звонарей лица мокрые от дождя, а глаза радостные. Им жарко, несмотря на пронизыва­ ющий ветер». Упоминает благовест и рок-музыкант Кон­ стантин Кинчев в «Осеннем солнце»: «Смотри, как ветви и тени деревьев/ Ложатся на травы ,/ Как кружит души над куполами / Стон Благове­ ста...» А вот как описывает благовест в исполнении английских звонарей писательница Дороти Сей­ ере в романе «Девять колоколов», которую ци­ тирует писатель Вениамин Каверин: «Это искус­ Фрагмент росписи одного из храмов в г. Суздаль 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz