Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР езжает, видит — дом сожжен, скот угнан, жену и детей индейцы в рабство угнали: — Вот это другое дело! А то чуть что —сразу звонить! Есть анекдоты, мифологизированные этниче­ скими типажами: чукча, грузин, еврей, русский, украинец и другие, за которыми на протяжении многих лет закрепились характерные образы, ко­ мические стандарты их поведения: Одесса. В церкви напротив офиса с утра без перерыва бьют в колокола. — Сёма, ты не знаешь, чего они звонят целый день? — (.меланхолично) Видимо, дозвониться немогут... Приведу еще несколько колокольных анекдо­ тов, которые читатель сам отнесет к той или иной группе. * * * Приходит парень из армии в родную деревню. Односельчане его спрашивают: — Ну как там в армии? — Завтра покажу. Назавтра в четыре часа утра на всю округу заз­ вонил колокол. Весь народ сбежался. Парень и гово­ рит: — Значит так, мы с отцом за дровами. Осталь­ ные — разойдись! * * * Два рыбака сидят на озере. Из села доносится колокольный звон. Один встает, снимает шапку, делает мрачное лицо. Другой: — Ты чего? — Да жену хоронят... * * * Вот уже вторую неделю прихожане села Сред­ няя Кукуевка ходят в церковь в касках. Дело в том, что церковный сторож Федор снял и пропил верёв­ ку с колокола. И теперь звонарю Дормидонту при­ ходится кидать в колокол камнями... # # # — Бывало, выпьешь царь-водки с вечера, а с утра голова —царь-колокол. —Да и с царь-пушкой не все в порядке... Рассказы о колоколах Рассмотрим еще одну сторону русского фоль­ клора —сказания, описывающие чудеса колоколь­ ного звона. В книге Н. Н. Оловянишникова рас­ сказывается об одном архангельском злодее-душе- губце. Было то в древние времена. Жил в дрему­ чем лесу на большой вологодской дороге лихой человек. Много душ он загубил, никого не остав­ лял в живых —ни старого, ни малого. Как-то под самый праздник Христова Воскресенья вышел но­ чью в лес и стал поджидать очередную жертву. Увидел, идет человек, бросился на него разбойник с ножом, да только ударить не успел. Могучий удар церковного колокола в эту минуту пронесся по лесу, а за ним —другой, третий... И остановился злодей, выронил нож, разрыдался, еле промолвить смог: «Христос Воскресе!» А церковный звон все шире и шире разливался по лесу, все радостнее становилось вокруг, и при­ рода на могучие раскаты колокола отвечала: «Во­ истину Воскресе!..» После того случая ушел лиходей в монастырь, грехи замаливать (Оловянишников, 2003. С.375). Вот какой чудодейственной силой обладает звон! Причем благотворно влияет он не только на взрослых людей, но и на детей. История следую­ щая. Один деревенский мальчик не любил в цер­ ковь ходить, и когда его товарищи стояли за обед­ ней, по своему обыкновению где-нибудь гулял. Мать узнала об этом и в ближайшее воскресенье, когда заблаговестили к обедне, сказала сыну: «Слышишь благовест? Это колокол зовет тебя в церковь, а не пойдешь, Бог накажет, пошлет за то­ бой самого колокола...» Ветреный мальчишка не поверил словам матери, подумав, что колокольня высока, не сойти оттуда колоколу, и вновь побе­ жал, вместо церкви, в лес гулять... Но тут случай­ но его взгляд упал на церковь, и шалун с удивле­ нием увидел, как колокол снялся с петель и поле­ тел вниз прямо к нему. Мальчик ужаснулся и в страхе побежал в церковь. С той поры каждое вос­ кресенье он, как заслышит колокольный звон, к обедне спешил (Оловянишников, 2003. С377). Есть в русском фольклоре былина о славном богатыре Потоке Михайла Ивановиче, который по просьбе князя Владимира из Киева на синем море 357

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz