Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ «Оранний благовест...» День православного Востока, Святись, святись, великий день, Разлей свой благовест широко И всю Россию им одень! Ф. Тютчев Благовест — торжественный праздничный колокольный звон, совершаемый мерными уда­ рами языка в оба края одного большого колоко­ ла, по определению церковного устава. Подоб­ ным звоном верующие созываются в Божий храм к богослужению. Благовестом этот звон называ­ ется потому, что приносит людям приятную, доб­ рую, благую весть о начале богослужения. Бла­ говест может исполняться как в особый большой Благовестный колокол, с густым, приятным тем­ бром, так и в один из средних колоколов, в зави­ симости от значимости службы. Иван Лажечни­ ков в историческом романе «Ледяной дом» срав­ нивает благовест с голосом неба, сходящим по лучу месяца... У Владимира Львова в стихотво­ рении «Возрождение»: «...благовест — возрожде­ ния знак». А у В. Шишкова в произведении «По­ молились»: «Ударил колокол. Все вмиг затихли, мужики и бабы... разинув рты, слушали благо­ вест». Вот и звонят с колокольни, Всенощной чин отслужив... Боже! Как сладко и больно Сердцу узнать, что Ты — жив. О, эти скрепы простые Жизни моей и души: Тихий закат над Россией, Благовест в летней тиши. Николай Переяслов. «Вечер» Александр Чижов пишет, как в 1889 году ду­ ховный композитор Димитрий Соловьев, побы­ вав на Валааме, в петербургских «Прибавлениях к Церковным Ведомостям» напечатал свои путе­ вые записки, описав в них свое впечатление от ко­ локольного звона: «Призывно гудит благовестный колокол... Сколько в этом святом звуке чудесного обаяния, духовного озарения, церковной сладости! Какое православное сердце, заслыша этот доро­ гой звук, не забьется благоговейным трепетом, чья рука не поспешит сложиться в крестное знаме­ ние? Как он неотразимо влечет к себе: какое ус- Соловецкий звонарь. Фото Л . Романовой покоение, отрезвление, сколько нравственной бод­ рости и силы вливает он в душу! Нет той немо­ щи, которая не почувствовала бы силы и укрепле­ ния, нет того горя и печали, которые не раство­ рились бы миром и отрадой, нет того уныния, ко­ торое не искрилось бы надеждой и успокоением при звуках этого священного глагола. Рука злодея, поднятая на страшное преступление, при ударе колокола бессильно опускается и бросает смерто­ носное орудие...» (Чижов, 2007. С. 39). О Боготайном благовесте пишется в стихот­ ворении «Светильники добра» поэтесса из Там­ бова Лидия Перцева пишет: «Колокола звонят окрест/ Нам Боготайный благовест» и далее у нее же в стихотворении «Встреча Патриарха в Оптиной»: «Свет и радость лились в мир неволь­ но ,/ Благовестом пела колокольня». Благовестят колокола и у русского писателя Федора Досто­ евского в романе «Униженные и оскорбленные». А колокол, которым благовестят, носит название Благовестник, о котором мы находим сведения в «Никоновской летописи» («Повелением государя Василия Ивановича, Божиею милостию самодер- жавца всея Руси, слит колокол большой благовест- ник...») и в «Летописном своде» («...повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси слит большой колокол благовестник...») (Тост, 2002. С. 174). 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz