Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Но иногда колокола звонили и сами по себе, в ознаменование чудесных или иных значитель­ ных событий, о чем повествуют духовные стихи и Жития святых. Об этом можно прочесть в ле­ гендах и духовных стихах об Алексее человеке Божием, где говорится о целом ряде чудес, пос­ ледовавших за его кончиной: «Колоколен звоны зазвонили,/ Царския двери разрушились,/ Цер­ ковные книги развратились,/ Сами кадилы зака- дили,/Поставныя свечи затеплились» (Адриано­ ва,1917. С. 360). А если вдруг колокол сам зазвонит, говори­ ли: «Народную беду чует». Так Большой коло­ кол трижды прозвонил у Святого Спаса в лето 1372 года в Нижнем Новгороде. Или в Новгородской второй (архивной) ле­ тописи указывается, что в январе 1576 года но­ чью «...звонило в колокольчики в меньшии в три накопи в нощи, а то Бог весть хто звонил». Этот таинственный феномен решается объяснить пи­ сатель-историк Василий Ян в романе «Батый»: «Несколько человек поднимали тяжелый коло­ кол... Одни подтягивали веревками колокол, дру­ гие помогали, подхватив его за края. Наконец ко­ локол повис... —Не валяться же тут ему, —пояснил стар­ шой. — Вечник, чай, наш, народный голос!.. Воины подошли к колоколу. —А может, и жив еще кто? — сказал Евпа- тий. —Ну-ка, кто молодший? Бей в колокол! Не всех же рязанцев татары перебили. Молодой дружинник раскачал язык и ударил с размаху. Раздался сильный, протяжный звук. — Покойников не подымешь! —заметил один из ратников. Дружинник продолжал бить в ко­ локол, и медный гул пронесся над опустошенным городом... Евпатий стоял на вечевом помосте и зорко смотрел по сторонам. Неужто никто не отклик­ нется? Но что это? Из черного погреба, из-под обго­ релых обломков, показался человек... За ним по­ явился другой, третий... Отовсюду из темных дыр... вылезали изможденные ратники, старики, женщины, дети. Пошатываясь и ковыляя, они спешили к площади... Их было немного, но все же это были рязанцы! Вдали, на снежных полях вокруг города, по­ казались черные точки. Прятавшиеся долго люди торопились к развалинам старой Рязани, куда звал их знакомый призывный звон вечника... <...> ...Пронеслась по русской земле молва, будто на безлюдных развалинах сожженной Ря­ зани упавшие колокола сгоревших церквей сами звонили... Передавали, что вечевой колокол вдруг поднялся из пепелища, повис в воздухе и загудел, сзывая рязанский народ на борьбу с татарами...» (Ян, 1989. С. 100, 111). О том, что колокола звучали самостоятель­ но, существует и древнейшая легенда, связанная с именем святого Бонифация, британского мис­ сионера, проповедовавшего христианскую веру в германских землях. В жизнеописании сказано, что в 754 году монастырские колокола зазвони­ ли сами собой в момент смерти святого. Другая рассказывает о колоколе церкви святого Нико­ лая в испанском городе Велилья, в сплаве кото­ рого по слухам растворен один из тридцати среб­ реников Иуды. Этот колокол слыл безошибоч­ ным предсказателем бед родной Испании: в 1527 го­ ду он своим непроизвольным звоном предсказал войну с Францией, в 1558-м —смерть Карла V, в 1564-м — эпидемию чумы, в 1568-м — гибель дона Карлоса, в 1598-м —кончину Филиппа II. А еще простой звонок будильника, по наблю­ дению Гильдебранда, иногда во сне трансформи­ ровался в звон колокола: Человек, во сне гуляя, видел «...жителей деревни в праздничных плать­ ях, с молитвенниками в руках, большою толпою направляющихся в церковь. В самом деле, сегод­ ня воскресенье и скоро начнется ранняя обедня. Я решаю принять в ней участие, но сперва от­ дохнуть немного на кладбище, окружающем цер­ ковь, так как я немного разгорячен ходьбою. В это время, читая различные надписи на могилах, я слышу, как звонарь поднимается на колоколь­ ню, и замечаю на верхушке ее небольшой деревен­ ский колокол, который должен возвестить нача­ ло богослужения. Некоторое время он висит еще неподвижно, но затем начинает колебаться — и вдруг раздаются его громкие, пронзительные зву ­ ки, до того громкие и пронзительные, что я про­ сыпаюсь. Оказывается, что эти звуки издает колокольчик будильника». [Древнерусское искус­ ство: Флоренский П. А., с. 15. Древнерусская куль­ тура: литература и искусство, с. 6323 (ср. Фло­ ренский: Иконостас, с. 13)]. Рассмотрим виды церковного колокольного звона, которые делятся на два основных: благо­ вест и звон. 3 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz