Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ориентацию на местности с закрытыми глазами, а еще —большое доверие к партнерам по игре, ведь позволяя завязать себе глаза, ребенок на какое-то время становится беззащитным, отдавая себя во власть товарищам. Еще одна игра «Колокольчик». Играют в эту игру, бегая на коньках. В игре могут принять учас­ тие 10-15 конькобежцев, один из которых бегает с колокольчиком по ледяному полю. Двое водящих гоняются за ним, стараясь запятнать. Владелец ко­ локольчика может в любой момент передать коло­ кольчик другому игроку, подоспевшему на помощь, и водящим приходится гнаться за новым игроком. Если игрок с колокольчиком запятнан, он стано­ виться водящим. Вторым водящим становится тот, кто передал ему колокольчик, и игра начинается вновь. Если же игрока запятнали до того, как он пе­ редал колокольчик, поймавший его становится иг­ роком с колокольчиком, а тот —водящим. Заинтересовала меня игра «Звонари» (Приго­ жая, Кузора, 2006. С. 22-23). Дети разбиваются на три группы, образуя круг (это прихожане церкви). В кругу каждой группы есть свой звонарь с коло­ кольчиком (у каждого звонаря колокольчик свое­ го цвета). Игрок держит его над головой, ритмич­ но покачивая, поет: Динъ-дон, динь-дон, Слышен колокольный звон. Динь-дон, динъ-дон, Он звенит со всех сторон. Когда звонарь перестает раскачивать колоколь­ чиком и затихает, дети расходятся «по домам». Вдруг звучит «набат», это может быть громкий звук фортепиано или другого инструмента. Звона­ ри в это время перебегают с одного места на дру­ гое и замирают с поднятыми колокольчиками. «Прихожане» по звуку «набата» и цвету колоколь­ чика должны отыскать своего звонаря и вновь вы­ строиться вокруг него в кружок. Выигрывает та команда, которая сделала это быстрее других. За­ тем выбираются новые звонари. Делается это так: «Старый» звонарь идет по кругу и выбирает себе замену со словами :«Приглашаю позвонить,/Чтоб народ повеселить!». Как видим, в этой игре воспитатели заклады­ вают в детях самые простые знания православия и церкви, уже не говоря о внимании и быстроте ре­ акции. Скорее всего, игра эта ими самими и при­ думана. Как говорится, новое время рождает и но­ вые игры. У Г. М. Наумченко находим целую серию «ко­ локольных» игр. Например, игра из серии пряток под названием «Колокольчик», записанная в Ни­ жегородской области. В эту игру дети играют в поле или на лугу, где еще не убраны копны сжато­ го хлеба или стога сена. У одного из детей в руках колокольчик. Он садится на корточки, опускает вниз голову и начинает петь: Колокольчик висит, Золотой звенит: Бом, бом, бом, бом! Убегай отсюда вон: Иван с ковшом, Жена с горшком, Детки с плошками, Слуги с поварёшками. Бегите к снопу, Прячтесь за копну. Раз, два, три, А я искать иду! Пока ребенок с колокольчиком поет и звенит, все прячутся за копны, когда петь заканчивает и звенеть перестает, идет искать. Кого первым нахо­ дит, тот идет искать с ним остальных детей (На­ умченко, 2003. С. 15). Название «Колокольчик» носит и игра-песен- ка, игра-игрушка, игра-ознакомление, записанная в Курской области (Наумченко, 2003. С. 243). Ре­ бенок берет в руки колокольчик, начинает звонить в него, напевая: Мальчик сам корольчик, Позвени-ка в колокольчик. Серебряный голосочек: Тим-бам, Тим-бам! Я копеечку подам. Колокольчик, колокольчик, Подай голосочек. Серебряный звоночек: Тим-бам, тим-бам! Я копеечку подам. Рассмотрим игры и из серии захватов, бегалок и догонялок, где ключевыми словами являются колокольчики и бубенчики. Эти игры способству­ ют у детей развитию ловкости, быстроты, реакции. Таким играм можно отнести игру «Стоп, колоко­ ла!», записанную в Курской области. В нее играют 334

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz