Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР волшебный праздник на Руси —Новый год. Рань­ ше на нем звучали поздравительные песни следу­ ющего плана: ...Бог явил нам радости много. Золотая в рай доро... Золотая в рай доро... С лишним тысячу пудов Слили колокол на Саров. Слили колокол на Саров. Колокол звонко глас являет Богомольца сподивляет. Богомольца сподивляет... И сегодня в поздравительных открытках можно прочесть: «Динь-дон!/ Дин-дон!/ Радос­ тный несется звон.../Праздник мчится/Полным ходом —/ С Новым годом!/ С Новым годом!» И радостно становится на душе от такого звучания, и выводят детишки голосисто припев из ново­ годней песенки «Саночки», так точно и на самом деле начинаешь слышать музыку маленьких ко­ локольчиков и бубенчиков на бегущей тройке праздничных лошадей, везущих детям подарки: «Динь! Д и н ь ! / Динь -дилинь !/ Синими лесами / Едут, едут ,/ динь-дилинь,/ Сани с бубенцами » (Энциклопедия, 1996. С. 165). А у лауреата Но­ белевской премии В. В. Набокова воспоминания о санях с бубенцами вызвали совершенно не­ ожиданную ассоциацию: «Саней нет, как нет; бубенчики их —лишь раковинный звон крови у ме­ ня в ушах» (Набоков, 1989. С. 411). После новогодних праздников приходит Рож­ дество, а с ним —святочные вечера, колядки, и на­ чинают звучать колядочные песни в том числе и такого содержания: ...Надо Ваню женить. Где невесту брать? Посередь села: Там Настя хороша. Башмашница. Чулошница. Она ходит, семенит, Колокольчиком звенит. Эта песня имеет название «У дядюшки во дво­ ре стоит дров костер» и была записана в селе Шос- тье Касимовского района Рязанской области. «Колокольные» игры Интересно, что за последнее десятилетие в раз­ ных статьях и сборниках удалось обнаружить не­ малое количество «колокольных» игр, тема кото­ рых достойна целой главы. Например, нашлась жеребьёвочная сговорка, такие Русь знала великое множество. Жеребьёв­ ки существовали самые разные, например, под­ брасывали вверх монету («орел» или «решка»), угадывали, что в кулаке, разыгрывали мяч и так далее, но эти жеребьёвки не были оформлены в слова, нам же интересна жеребьевка с ключевым словом «колокол», в которой трусости и нерасто­ ропности противопоставлена смелость и удаль­ ство: «Цепи рвать или колокол ломать?». Произ­ неся ее, дети начинали игру. Любима многими ребятами игра в жмурки с ко­ локольчиком. Имеет она еще одно название «Чу- рилки». По считалке дети выбирают двух водящих. Один становится жмуркой, и ему завязывают гла­ за. Второму дают колокольчик, и он должен убе­ гать от жмурки, постоянно звеня. Ребята водят хоровод и поют: «Трынцы-брын- цы, бубенцы,/ Позолочены концы./ Кто во бубенцы играет,/Того жмурка не поймает» или: «Колоколь- цы-бубенцы,/ Раззвонились, удальцы:/ Диги-диги- диги-дон,/ Отгодай, откуда звон?» После этих слов трижды поворачивают жмурку кругом, и он начинает ловить того, у кого колоколь­ чик. Водящие не должны выходить за пределы кру­ га, поэтому остальные ребята постоянно держатся за руки. Жмурка после того, как поймает убегаю­ щего, становится в круг, а пойманный начинает иг­ рать роль жмурки, выбрав себе из круга пару. Еще одна игра, записанная Е. А. Покровским, называется «Звонок», где-то уже повторяющая при­ веденную выше. Составляется круг или замкнутая цепь из играющих; входят двое —один со звонком (колокольчиком), другой —со жгутом. Последне­ му завязывают глаза, и он старается по звонку ко­ локольчика настигнуть своего противника, ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим расхо­ диться далеко (Покровский, 1994. С. 206). Что может познать ребенок в этой игре? На­ верно, прежде всего, игра развивает в детях слух, 333

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz