Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬНИ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ Насколько необъятен диапазон звучания коло­ колов, настолько оказался необъятным и сам об­ раз колоколов и колоколен в творчестве живопис­ цев, особенно живописцев российских. В начале XX века в 1903 году поэт С. Д. Дрожжин посвятил им стихотворение, которое назвал кратко —«Ху­ дожник», где как призыв звучат слова: «Рисуй, х у ­ дожник вдохновенный, / Картины родины моей» и далее идет поэтическое обрисовывание картин лю­ бимой родины: « Дым от овина и цехов/ На зорьке стук однообразный,/ Телеги скрип дорогой грязной/ И в праздник звон колоколов». Между прочим, мотивом первой русской ви­ ньетки стал Вечевой колокол, о чем сообщает В. В. Стасов. Профессор архитектуры Горностаев совместно со Стасовым в 1857-1858 годах спро­ ектировал эти две первые русские виньетки: «...одну для издания „Камаринской" Глинки, дру­ гую — для издания музыки Глинки к трагедии „Князь Холмский “, автора Кукольника, на которой и был изображен древний вечевой колокол...» (Оло­ вянишников, 2003. С. 370). Колокольня в Ростове. Художник А. Шевелев Колокола, гудошники... Звон, звон Вам художники всех времен! А. Вознесенский «Сезоном колокольного звона» у Андрея Эдо- кова стала «Фантазия на тему картины Рафаэля»: ...Мы входили в любовь по пустынным дорогам окольным, сквозь нагретый металл и горячий фруктовый озон. И шуршал под ногами сухой силуэт колокольный. И торжественным вздохом летел над землей перезвон. Был сезон колокольного звона... А вот Николая Рубцова взволновала картина Исаака Ильича Левитана (1860-1900) «Вечерний звон» (1892): В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла. Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола! Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн, — Я слышу звон и колокольный, Иколокольчиковый звон. И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси... Николай Рубцов. «Левитан» Присутствует звонница и у Левитана в «Тихой обители» (1890), которая придает картине особую минорность звучания. Желание написать эту кар­ тину у художника возникает от впечатлений пос­ ле посещений Симонова монастыря и Саввино- Сторожевского под Звенигородом, который осо­ бенно мил живописцу в предзакатный час, когда начинают гаснуть краски дня и лищь белые коло­ коленки продолжают розоветь на фоне темнеюще­ го неба. Смотришь на эту картину и ловишь себя 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz