Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ТРАГЕДИЯ КОЛОКОЛОВ локольного звона на Руси, готовые их сбрасывать, крушить, ломать, превращая в лом. Обратимся к дневнику известного русского публициста Михаила Осиповича Меньшикова, датируемого 1918 годом, который он вел в после­ дний год своей жизни на Валдае: «23. V/ 5 - VI, 4 / 6 /д н я . Гамак. Проблеск тепла и солнечныхлучей после затяжного ненастья. Трез­ вон колоколов - короткий, точно удирающий от революционного декрета, к-рый скоро совсем зап­ ретит колокола...» (Российский архив, 1993. С. 133). Предчувствие не обманывало. В своих статьях Меньшиков предвидел многие из надвигающихся на Россию духовных катастроф. Потому в своей прощальной записке родным перед расстрелом написал: «Запомните — умираю жертвой еврей­ ской мести не за какие-либо преступления, а лишь за обличение еврейского народа, за что они истреб­ ляли и своих пророков. Жаль, что не удалось еще пожить и полюбоваться на вас. Сейчас звонят к вечерне. Последний звон мой в моей жизни. Слыши­ те ли вы его?..» (Российский архив, 1993. С. 232). Александр Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» напишет следующее: «...весной 1922 года Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволю­ цией и спекуляцией, только что переназванная в ГПУ, решила вмешаться в церковные дела. Надо было произвести еще и „церковную революцию“— сменить руководство... Для этого арестован был патриарх Тихон и проведены два громких процесса с расстрелами; в Москве распространителей пат­ риаршего воззвания, в Петрограде — митрополи­ та Вениамина... В губерниях и уездах там и здесь арестованы были митрополиты и архиереи, а уж за крупной рыбой, как всегда, шли косяки мелкой — протоиереи, монахи и дьяконы... Однако коренное уничтожение религии , в 20-е и 30-е годы бывшее одной из важных целей ГПУ-НКВД, могло быть достигнуто только мас­ совыми посадками самих верующих православных. Интенсивно изымались, сажались и ссылались мо­ нахи, монашенки, так „зачернявшие “прежнююрус­ скую жизнь. Арестовывали и судили церковные ак­ тивы» (Солженицын, 1989. С. 27). О том, что в 1920 -1930-е годы погибали не только колокола, убедительно рассказывает Лео­ нид Жариков: «У Илюши кружилась голова. При- Тальково Поле Художник В.Н. Балабанов. 1 9 9 1 -1 9 9 4 гг. держиваясь рукой за дверь, он вышел из церкви. На улице гудела толпа. Отовсюду неслись крики: —Бей комиссаров! <...> —Надо верующих созывать! — В набат ударить! — Прогнать красноармейцев с колокольни! Под натиском толпы красноармейцы укры ­ лись в притворе. Нападающие заняли паперть. Илюша видел, как пятеро здоровенных мужиков взломали боковую дверь и стали подниматься на колокольню. Толпа волновалась. Люди, задрав головы, смот­ рели на верхний ярус звонницы. Не прошло и мину­ ты, как оттуда донеслись голоса: —Не подходи, а то шашкой рубану! — Тащи его за шинель! — Отойди, говорю, от колокола! Вверху раздался выстрел, и послышался чей-то крик. Все, кто стоял внизу, замерли. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz