Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КРУШЕНИЕ КОЛОКОЛОВ В 30-Е ГОДЫ Колокола на привязи. А хочется до боли, Чтоб на Москве расхристанной С высоких колоколен Слетелись звоны птахами И, обнимая души, Веселыми размахами Заставили мир слушать. В. В. Турапин 1991 году 6 октября трагически оборва­ лась жизнь одного из любимых поэтов русской земли Игоря Талькова, впер­ вые представившего зрителю в конце 80-х годов песню «Россия», в которой поэт и певец раскрыл перед слушателя­ ми и великолепный художественный экскурс в историю, сделанный с исполь­ зованием мотивов церковных песнопе­ ний и колокольный звон. Он остро чув­ ствовал, как враждебные силы наседа­ ют на его любимую родину, бросился на борьбу с этими силами одним из пер­ вых, отважился заговорить об истори­ ческой правде нашего государства от­ крыто с телевизионного экрана, за что вскоре и поплатился жизнью. Услышав «Россию», Талькова народ стал задумы­ ваться, а все ли в нашей официальной истории правда? Священной музыкой времен Над златоглавою Москвою Струился колокольный звон, Но, даже самый тихий, он Кому-то не давал покоя... Игорь Тальков. «Россия» Писатель Иван Евдокимов, «вдох­ новенный певец революционного пере­ устройства мира», как пишет о нем Вик­ тор Гура, и в то же время «воинствую­ щий защитник искусства древней Руси, большой знаток деревянного зодчества и живописи Русского Севера», еще в повести «Сиверко», события в которой разворачи­ ваются накануне и во время революции 1905 года, обратил внимание на колокольные звоны в Волог­ де, где «на соборной колокольне качал тыком коло­ кол в три тысячи пудов: от Ивана Грозного пода­ рок городу Волоку. Медный дядюшка раздельно, гу­ сто выговаривал: Певчме... соборные... в кабак... в кабак пошли... А ему поддакивали из улиц, тупиков, переул­ ков, с площадей мелкотные колоколишки: настав­ лено было в Волоке церковья, как зерен на лопате. Кости боярские, посадские, купеческие услажда­ лись под спудом медною славою —храмоздатели. Не для бедного люда был такой трезвон — испо- кон века кости бедного люда вывозили за околицу, на кладбище Горбачевское. От звона будто мед­ ная обшивка была на небе, а звезды — гвозди. От застав гудки заводские вмешивались в колоколь­ ную потасовку, путали, глушили благолепие...» (Евдокимов, 1983. С. 28). В начале повести автор описывает с каким во­ сторгом герой его, мальчишка Кенка, забирался на колокольню с мальчишками позвонить. И вдруг его сознание к концу повести резко озлобляется про­ тив звона и колоколов: «На всех колокольнях и звон - ницах ребята всех приходов кто во что горазд на­ званивали в колокола. Еще недавно Кенка не сходил с колокольни, звонил по очереди с ребятами, — те­ перь он слушал колокольную суматоху, и ему была противна многоголосая медная пасхальная глотка. — Как в набат бьют! — сказал Кенка. — По­ снимать бы все колокола!» (Евдокимов, 1983. С. 92). Надо понимать, что вот из таких мальчишек к 30-м годам и сформировывались противники ко- 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz