Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ЗВУК, РОЖДЕННЫЙ ИЗ КРУГА Колокола моих ночей бессонных, Колокола моей души больной, Мне кажется, все в синеве бездонной Рас-ка-чи-ва-ют -ся над головой. Колокола - недремлющая совесть, Колокола - набат людской беды, Ушедших лет волнующая повесть И в будущее легкие следы. Кто вас наполнил звездами и солнцем? Откуда ваши медные слова? Но вы звучите - значит, сердце бьется, Но вы звучите - значит, я жива. Нинель Бархатова олокол! В этом слове музыка зву­ ка, удар медного языка «кол-о- кол» с усилением части слова kol-, которая в разном написании при­ сутствует в других языках: просла- вянском — kolkolb, литовском — kalkalas, древнеиндийском — kalakalah (шум, крики, звуки ), французском — cloche, немецком — clocke. Если обратиться к генеалогии слова «колокол» или проще ска­ зать его родословной, то увидим, что оно уходит к индоевропейско­ му языку и состоит из двух корней: коло —круг (отсюда и новое умень­ шительное слово «кольцо»). Отсю­ да коло- бок, коло- ворот, коло- солн­ ца, коло-луны, коло- кол — окруж­ ность (круг) в круге. Читаем над­ пись на колоколе Новоиерусалим­ ского монастыря: «Начало коло, не имущее конца, безначального Отца, собезначалъное рождение Сына от Отца, а звукогласное исхождение от кола-венца исхождение Св. Духа от Отца, нераздельное Троицы все- нераздельное бытие» (Горохов, 2006. С. 37). Кол — глухой вариант части слова гла-гол («глагол» —совокуп­ ность звуков, возникающих в ре­ зультате колебания голосовых свя­ зок). В соединении эти два поня­ тия производят новый смысл слова « колокол » — звук, рожденный из круга, что в свою очередь оп­ ределяет и новый символ явления «колокол», как женского и мужского начал. Колокол —жен­ ское начало, язык — мужское, звук —дитя, рож­ денное этими началами. То же самое происходит с кольцом. Кольцо —женское начало, палец — мужское. Кольцо, надетое на палец, —символ на­ рождения нового начала —семьи. Известный карильонер из Бельгии Йо Хаа- зен сравнивает структуру колокола со структу­ рой солнечной системы: «точка в средине (язык, солнце) и периферия по окружности (край, пла­ неты), где рождаются звуки или жизни » (Музы­ ка колоколов, 1999. С. 113). Солнечный колокол. Рисунок Н. Большаковой. 2 00 6 г. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz