Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

Неповторимый голос Октябрины Каждое явление имеет свои истоки. Истоки творчества первой саамской по­ этессы Октябрины Вороновой надо искать в русской Лапландии. Для кого-то она суровая, неприветливая, для саамской поэтессы Октябрины Вороновой — дом, тепло родного очага, с таинственной, темно-бархатной полярной ночью, удивительной игрой северного сияния, заполярным белым летом... Земля родная! Ты всегда красива, Всегда ты неоглядна и близка... или Тундра моя — моя жизнь и любовь навсегда. Сколько вершин у тебя, словно скатерти, ровных... О происхождении саамской земли и человека у лапландцев есть несколько версий. Существовали два начала: доброе в образе бога Иммель-айя, и злое в образе черта Перкеля, равных по силе и возможностям. Когда Бог захотел со­ творить мир, он стал советоваться с Перкелем о том, как лучше его обустроить. Не придя к единому мнению, они сильно поспорили. Заковал Перкель в желез­ ные цепи Иммель-айя и взгромоздил на него большую гору. Накопив силы, вы­ рвался Иммель-айя на свободу и на этот раз пленил Перкеля. Так началась борьба добра и зла. В 1926 году космогоническая саамская легенда была записана Лео­ ном де Комбре: Иммель вызвал дующий штормовой ветер и разъяренных воздушных духов... Вспененная, быстрая, поднявшаяся до неба, пришла морская стена, сокрушая все. Иммель одним сильным ударом заставил перевернуться землю; потом он снова выровнял мир. Теперь горы и возвышенности Не могут быть увидены Пеййве — Наполнена стонами умирающих людей была прекрасная земля, дом человечества. Не светил больше Пеййве в небесах... В черновых записях Октябрины Вороновой, хранящихся в музее ее имени в Ревде, найдены страницы, посвященные саамской мифологии, истории, этнографии. В стихотворении о Ловозерских горах, написанном в восьмидесятых, повторяется версия, записанная Леоном де Комбре. Но откуда поэтесса узнала о легенде, кото­ рая стала доступна широкому читателю только в девяностых годах XX века? 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz