Беляев, Д. П. К вопросу о влиянии русской колонизации на саамский этнос // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2011. - С. 14-17.
Д. П. Беляев К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ НА СААМСКИЙ ЭТНОС* В контексте социально-политических событий конца XX - начала XXI вв. на первый план выдвигаются проблемы диалога культур. В этих условиях актуальное значение приобретает изучение вопросов межэтниче ских связей и этнокультурных контактов. Накопленный в России значи тельный исторический опыт мирного сосуществования народов с разными уровнями развития, культуры, уклада жизни не может не привлечь внима ния в условиях острых межнациональных противоречий в ряде регионов нашей страны. Одним из примеров такого позитивного опыта является процесс складывания и взаимодействия саамской и поморской историко культурных общностей на Кольском Севере. Первые контакты между саамами и русскими устанавливаются, оче видно, с XIII в., когда Кольский полуостров вошел в состав владений Нов городского государства1. Эти связи между ними упрочились с XV в., с по явлением в регионе постоянных русских поселений (Умба, Варзуга). Сближению саамов и поморов способствовали не только борьба с совмест ной угрозой, исходящей от общих врагов - варягов, но и взаимовыгодные торговля и обмен. Последствия русской колонизации Кольского полуострова неодно значно сказались на коренных обитателях региона. Отметим как положи тельные, так и отрицательные сдвиги в развитии саамского общества. К первым можно отнести: совершенствование орудий труда, заимствование у поморов передового производственного опыта, что, в конечном счете, при вело к трансформации общественного строя саамов (переход от родовой общины к соседской). Так, например, в XVII в. саамы стали переходить, к продуктивному оленеводству, ярусному способу лова рыбы в открытом море, использованию ружей на охоте. Спустя столетие начинают по при меру русских строить бревенчатые домики (тупы), разводить овец и пр. За метным было влияние на культуру и быт саамского общества, что стало возможным после крещения лопарей в XVI в. Среди саамов стало распро страняться знание русского языка. Постоянное общение с русскими вело к переосмыслению прежних представлений об окружающем мире. Языче ские воззрения постепенно слабели. В жизнь саамов все шире входили христианская обрядность и идеология. Приезжая в поморские селения по делам и на большие праздники, саамы обыкновенно посещали церковь, Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Мурманской области (проект № 10-01 -43102 а/С). 1Ушаков И.Ф. Кольская земля // Он же. Избранные произведения. - Т. 1. - Мурманск, 1997.- С . 34. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz