Беляев, Д. П. К вопросу о влиянии русской колонизации на саамский этнос // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2011. - С. 14-17.

военную разведку на рубежах. На них так же возлагалась ямская гоньба (провоз казенных грузов и служилых людей), или обеспечение регулярной связи между Колой и Поморьем1. Процесс «обрусения» саамов приводил к утрате ими черт этнической самоидентичности. В. Чарнолусский отмечал, что «молодое лопарское поколение говорит по-русски, а есть дети и совсем не знающие лопарского языка»2. В то же время общение с русским населением в целом имело поло­ жительное значении. Саамам были обеспечены более благоприятные, чем раньше, условия для ведения хозяйства и торговли. Торговля с русскими позволила саамам перейти к применению более совершенных орудий тру­ да, благодаря чему значительно увеличилось количество производимых продуктов. Живя по соседству с поморами, саамы стали понемногу пере­ нимать их производственные навыки и достижения (изготовление сетей, промысловых лодок, устройство заборов на реках и многое другое). По- видимому, уже в это время саамы стали приручать и одомашнивать оле­ ней, использовать их для езды и перевозки грузов. В результате общения с русским населением у саамов складываются новые общественные и рели­ гиозные представления, меняются понятия о божественных силах, собст­ венности, власти. Весь ход исторического развития саамской народности показывает благотворное воздействие русской материальной и духовной культуры на жизнь саамов. Ушаков И.Ф. Побратимы // Полярная правда. - 30 декабря. - 1982. - С Чарнолусский В.В. Указ. соч. - С. 40. I , . Г 4 17 ГУ* Mv

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz