Беляев, Д. П. Атомный ледокольный флот как фактор освоения Арктики ; Опыт и перспективы изучения памятников материальной культуры Баренцевоморских архипелагов // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 182-186 ; 260-265.

раст атомных ледоколов приближается к критическому: «Россия» находит­ ся в эксплуатации свыше 25 лет, остальные ледоколы, за исключением «50 лет Победы», - более двадцати. Срок службы ледокола установлен в 30 лет, поэтому практически все атомоходы нуждаются в замене в течение ближайших 5-7 лет. Сейчас проводятся работы продлению сроков эксплу­ атации, но резервы не безграничны и к 2020-2025 гг. в строю останется только атомоход «50 лет Победы». Образовавшаяся «пауза» в обновлении ледокольного флота, в преддверии нового этапа соперничества за арктиче­ ские ресурсы, может иметь плачевные последствия для нашей страны. Особенно на фоне постоянно растущего интереса других держав к богато­ му углеводородами арктическому шельфу. (Агранат Г.А., 2003; Сорокина Н., 2007) Не случайно в последнее время не только т.н. «арктические» страны, но и Китай активизировали строительство новых ледоколов. Отве­ том на этот вызов стала разработка проекта универсального ледокола с ре­ акторной установкой нового поколения. Ледокол должен обеспечить круг­ логодичную проводку танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых на арктическом шельфе. Важ­ ным преимуществом ледокола нового поколения (проект 22220) по срав­ нению с ледоколами предыдущих поколений является возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек, благодаря двухоса­ дочной конструкции (ледокол имеет две рабочие осадки: 8,5 и 10,5 м). Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 м, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол. Учитывая рост грузооборота на трассах Северного морского пути, через 10-15 лет нужно будет построить не менее трех ледоколов нового поколения. Другой проблемой является зависимость ФГУП «Атомфлот» от фе­ дерального бюджета и серьезных государственных субсидий. В настоящий момент требуется большое количество финансовых средств на обеспече­ ние функционирования атомоходов и необходимой инфраструктуры. Но зависимость от бюджета постепенно сокращается. Так, в 2011 году выруч­ ка с коммерции составила порядка 2 миллиардов рублей. Это более чем в 2 раза больше, чем сумма, выплаченная в 2009 году. Значительный объем прибыли приносит обеспечение транзитных перевозок не только на аркти­ ческих трассах, но и в акватории Финского залива, где огромный грузопо­ ток. Особенно это стало заметно после ввода в эксплуатацию таких портов, как Приморск, Высоцк и Усть-Луга. Здесь существует заметная нужда в атомных ледоколах, так как дизель-электрические ледоколы не в состоя­ нии справиться, когда возникает тяжелая ледовая обстановка на многочис­ ленных участках пути. Также активно сейчас работают атомоходы и в пор­ тах на Кольском полуострове - Кандалакше и Витино. Оттуда атомные ле­ 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz