Беляев, Д. П. Атомный ледокольный флот как фактор освоения Арктики ; Опыт и перспективы изучения памятников материальной культуры Баренцевоморских архипелагов // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 182-186 ; 260-265.

ному полюсу в августе 1977 г., а затем в высокоширотной трансарктиче­ ской проводке ледоколом «Сибирь» дизель-электрохода «Капитан Мышев- ский» в мае - июне 1978 г. На третьем этапе (вторая половина 1980-х - сер 1990-х гг.) развития атомного флота произошло расширение класса атомных судов. Была по­ строена серия линейных атомных ледоколов: «Россия» (1985 г.), «Совет­ ский Союз» (1989 г.), «Ямал» (1992 г.) и два мелкосидящих однореактор­ ных атомных ледокола: «Таймыр» (1989 г.) и «Вайгач» (1990 г.), а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» (1988 г). Кроме того, был заложен в 1995 г. ледокол «50 лет Победы» (принят в эксплуатацию в 2007 г.) Последующие годы показали, что наличие в составе ледокольного флота атомных ледоколов и их надежная устойчивая работа способствова­ ли увеличению навигационного периода до 8-9 месяцев, а на западном участке СМП практически до круглогодичной навигации. Возросла ско­ рость проводки судов, активизировалась работа дизель-электрических ле­ доколов, резко повысилась эффективной транспортной системы в целом. Атомный ледокольный флот России насчитывает сейчас 6 атомных ледоколов: «Ямал», «Россия», «Таймыр», «Вайгач», «Советский Союз», «50 лет Победы» (табл.1). Кроме этого, один атомный ледокол длительное время не выполняет своих функциональных обязанностей и находится в порту: «Сибирь» (с 1993 года). Первенец советского атомного ледокольно­ го флота - «Ленин» превращен в музей, а ледокол «Арктика» выведен из списка флота. Табл.1. № Название ледокола Год постройки Водоизмещение, т Мощность, л.с. Порт приписки 1 «Россия» 1985 22920 75000 Мурманск 2 «Советский Союз» 1989 21120 75000 Мурманск 3 «Таймыр» 1989 20000 50000 Мурманск 4 «Вайгач» 1990 20790 50000 Мурманск 5 «Ямал» 1992 23460 75000 Мурманск 6 «50 лет Победы» 2007 25840 75000 Мурманск В обозримом будущем не предвидится создания на Крайнем Севере и в арктических регионах Сибири альтернативы Северному морскому пу­ ти, поэтому трасса остается важнейшей составляющей для хозяйственно­ экономического развития этих регионов России. В настоящее время нет и альтернативы ледоколам с ядерной энергетической установкой, обеспечи­ вающей стабильность и надежность мореплавания в арктических широтах: лишь атомные ледоколы позволяют обеспечить своевременную доставку жителям арктического побережья необходимого снабжения, без которого эти регионы просто не смогли бы выжить. На современном этапе атомный ледокольный флот столкнулся с ря­ дом «вызовов», главным из которых является «старение» кораблей. Воз­ 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz