Белоусов, В. С. Спасибо, учитель! / В. С. Белоусов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 1986. - 26, [1] с. : ил.

— Ну, а если ребенок «трудный»? — спросил я Андре­ ева. — Не закавычивайте, пожалуйста, это слово,— сказал он мне. — Очень уж нехороший оттенок придают слову кавычки. Признаться, до меня не сразу дошла суть его просьбы. Будучи не один год в родительских комитетах в школах, где учились мои дети, я часто слышал о таких учениках и даже «работал» с этими самыми «трудными». В кавыч­ ках писали о них или же без кавычек, я не задумывался. Трудный, считал я, и есть трудный. Так сказать, плохо воспитанный ребенок. Владимир Евгеньевич продолжал: — Многие, видимо, помнят время, когда бытовало в школьной среде утверждение: нет плохих школьников, есть плохие учителя. А поскольку это так, то и трудных детей нет. Такое определение придумали те родители, кому недосуг было воспитывать собственных детей, или те, кто попросту не умел воспитывать. И даже само слово «труд­ ные» стали брать в кавычки — удобнее и безопаснее. Но давайте вдумаемся в смысл этого понятия. Ведь трудные дети действительно есть. Они есть в к аж ­ дой школе, и закрывать на это глаза нельзя. Естественно, что подход к ним должен быть разный. Как слабое, хилое деревце нуждается в специальном уходе, так и такой ребе­ нок. Он требует от учителя исключительной внимательно­ сти и терпения, особенно на уроках, в сравнении с более способными детьми. Глубоко ранит душу ребенка публич­ ное унижение его или показ всему классу чего-то глубоко личного, неприкосновенного. Кроме того, на такого ребен­ ка даже намек на то, что учитель перестал верить в его успехи, окажет неблагоприятное действие. Да, учителю хлопот с трудными больше, чем с благопо­ лучными, успевающими детьми. Но ведь и долг учителя — сделать все, чтобы трудный ребенок перестал быть труд­ ным. И если на каждом уроке такой ученик будет делать пусть незначительный, но шаг на пути познания, достигать хоть маленького, но успеха, то тогда, уверен В. Е. Андреев, со временем он перестанет быть трудным. Главное — не спешить с таким ребенком, а терпеливо, вместе с родите­ лями, постоянно побуждать у него стремление быть хоро­ шим. Порой и самих родителей, как было в истории с Оле­ гом П., надо перевоспитывать. Но ведь и это — во имя будущего поколения, во имя блага ребенка. И тут настоя­ щий педагог не будет считаться со временем. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz