Белоусов, В. С. Наша Арктика / Василий Белоусов. – Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2017. – 52 с., 8 л. ил.

впервые использовали для разведки ледовой трассы. С того времени и началась планомерная эксплуатация Север­ ного морского пути. Причем, рейсы транспортных судов, поми­ мо плавания из Мурманска во Владивосток, совершались однов­ ременно из устьев Енисея, Оби, Лены и Колымы к арктическим островам. В том же году сквозное плавание с запада на восток, помимо ледореза «Федор Литке», совершили пароходы «Ванцет- ти» и «Искра», а еще два судна — «Анадырь» и «Сталинград» — с востока на запад. За навигацию по этой трассе было перевезено 585 тысяч тонн различных грузов. С экономической точки зрения целесообразность использования этой морской дороги оказалась несомненной. В 1936 году в Арктике плавали уже 160 судов, в том числе и реч­ ные. 14 судов совершили сквозное плавание. Это была победа. Но далась она дорогой ценой. Во время по­ ходов случались и неудачи. Ведь тогда не было мощных ледоко­ лов для обеспечения безопасного плавания транспортных судов. Судоводители не имели точных навигационных карт и подробных лоций. Из-за этого некоторые корабли, как и в старину, остава­ лись на зимовку в гаванях арктических островов. Все яснее стано­ вилась необходимость глубокого научного изучения Арктики. И государство вплотную занялось решением этой проблемы. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz