Белоусов, В. С. Наша Арктика / Василий Белоусов. – Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2017. – 52 с., 8 л. ил.
КАК СОЗДАВАЛСЯ «СЕВМОРПУТЬ» До 1932 года в СССР не существовало единой государственной организации, в ведении которой входило бы руководство всем многоотраслевым и весьма различным по своему уровню народ ным хозяйством Севера. Эти функции выполнял ряд наркоматов, главков и учреждений, что мешало делу. Поэтому 17 декабря 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров было образо вано Главное управление Северного морского пути. При нем со здали Гидрографическое управление, управление полярной авиа ции, гидрографический институт и ряд других учреждений. Все это возглавил О.Ю. Шмидт. Тогда же приступили к осуществлению широкой государствен ной программы строительства ледоколов и новых арктических экспедиций. В июне 1933 года из Ленинграда в сквозное плавание по Северному морскому пути вышел ледокольный пароход «Че люскин», одной из задач которого было доказать, что успешный рейс «Александра Сибирякова» — не случайность, что плавание по трассе за одну навигацию может стать регулярным. Экипаж «Челюскина» под командованием капитана В. И. Воронина за 85 суток преодолел путь до Чукотки, но здесь попал в непреодолимые льды и вплоть до 13 февраля 1934 года дрейфовал в Чукотском море, пока не был раздавлен льдами и затонул. Начался героиче ский дрейф челюскинцев. Лишь в апреле всех членов экспедиции самолетами сняли со льдины и доставили на материк. За спасение челюскинцев семь летчиков первыми в стране были удостоены звания Героев Советского Союза. Гибель «Челюскина» породила новые сомнения, в частности, у планирующих организаций страны, в возможности плавания по Севморпути за одну навигацию. Потребовались новые убедитель ные доказательства. Найти их выпало на долю экипажа ледореза «Федор Литке», который 28 июня 1935 года вышел из Владивосто ка и уже 20 сентября пришел в Мурманск. В этом рейсе морякам активно помогали авиаторы. Самолеты 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz