Белоусов, В. С. Наша Арктика / Василий Белоусов. – Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2017. – 52 с., 8 л. ил.

КАК СОЗДАВАЛСЯ «СЕВМОРПУТЬ» До 1932 года в СССР не существовало единой государственной организации, в ведении которой входило бы руководство всем многоотраслевым и весьма различным по своему уровню народ­ ным хозяйством Севера. Эти функции выполнял ряд наркоматов, главков и учреждений, что мешало делу. Поэтому 17 декабря 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров было образо­ вано Главное управление Северного морского пути. При нем со­ здали Гидрографическое управление, управление полярной авиа­ ции, гидрографический институт и ряд других учреждений. Все это возглавил О.Ю. Шмидт. Тогда же приступили к осуществлению широкой государствен­ ной программы строительства ледоколов и новых арктических экспедиций. В июне 1933 года из Ленинграда в сквозное плавание по Северному морскому пути вышел ледокольный пароход «Че­ люскин», одной из задач которого было доказать, что успешный рейс «Александра Сибирякова» — не случайность, что плавание по трассе за одну навигацию может стать регулярным. Экипаж «Челюскина» под командованием капитана В. И. Воронина за 85 суток преодолел путь до Чукотки, но здесь попал в непреодолимые льды и вплоть до 13 февраля 1934 года дрейфовал в Чукотском море, пока не был раздавлен льдами и затонул. Начался героиче­ ский дрейф челюскинцев. Лишь в апреле всех членов экспедиции самолетами сняли со льдины и доставили на материк. За спасение челюскинцев семь летчиков первыми в стране были удостоены звания Героев Советского Союза. Гибель «Челюскина» породила новые сомнения, в частности, у планирующих организаций страны, в возможности плавания по Севморпути за одну навигацию. Потребовались новые убедитель­ ные доказательства. Найти их выпало на долю экипажа ледореза «Федор Литке», который 28 июня 1935 года вышел из Владивосто­ ка и уже 20 сентября пришел в Мурманск. В этом рейсе морякам активно помогали авиаторы. Самолеты 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz