Бардилева, Ю. П. Борьба верующих против закрытия храмов на Европейском Севере России в 1930-е гг. // Учёные записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2011. - Вып. 11. - С. 74-82.

Ю.П. Бардилева Борьба верующих против закрытия храмов на Европейском Севере России в 1930-е гг. Одним из направлений антирелигиозной пропаганды и атеистиче­ ского воспитания в 1930-е гг. было массовое закрытие храмов. В монасты­ рях, церквях и часовнях видели центры контрреволюционной борьбы и ан­ тисоветской деятельности духовенства и верующих, их характеризовали как гнезда мракобесия, невежества и темноты, последние проявления борьбы за старый образ жизни отсталых масс населения, с которыми необ­ ходимо бороться самыми радикальными способами. В большинстве отче­ тов по ликвидации или переоборудованию храмов под «культурные нуж­ ды» отмечалось, что закрытия молитвенных зданий происходили по ини­ циативе местных жителей или, по крайней мере, с их одобрения. Однако так было далеко не всегда. Материалы Государственного архива Россий­ ской Федерации (г. Москва) и архивов Европейского Севера России со­ держат документы, позволяющие говорить, с одной стороны, о форсиро­ ванном, административном способе передачи культовых зданий местным государственным и партийным структурам, с другой, - о сопротивлении духовенства и верующих массовым закрытиям храмов. Последнему аспек­ ту и будет уделено пристальное внимание в данной статье. На заседании бюро Севкрайкома ВКПб в г. Архангельске 24 января 1930 г. был заслушан доклад «О настроениях и действиях духовенства в связи с закрытием церквей». В нем отмечалось, что в связи с закрытием храмов, привлечением духовенства к лесо- и хлебозаготовкам, выплате по­ вышенных налогов, в деревне начинают распространяться слухи об имею­ щихся гонениях со стороны Советской власти на религию и верующих, о близости конца мира и пришествии антихриста1. Позднее эти высказыва­ ния достаточно часто будут приобщаться к материалам следственных дел арестованных священников. Еще в 1929 г. отмечалось недовольство закрытием храмов со сторо­ ны жителей Северного края: в Вохомском районе против занятия пристро­ ек церкви под ссыпку зерна в стихийном выступлении приняли участие около 500 женщин, избивших двух членов партии и уполномоченного по хлебозаготовкам, а в Северо-Двинском округе после проповеди священни­ ка Морозова присутствовавшие на ней женщины бросились в сельсовет, разогнали делегаток и потребовали не трогать батюшку и церковь. Такие же акции со стороны верующих, в основном женщин, наблюдались и в Ар­ хангельском, Няндомском, Вологодском округах Северного края —верую' Государственный архив Архангельской области (далее - ГААО) - Ф 290 - On. 1. - Д. 378.-Л . 6. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz