Бардилева, Ю. П. Борьба верующих против закрытия храмов на Европейском Севере России в 1930-е гг. // Учёные записки МГГУ. Исторические науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2011. - Вып. 11. - С. 74-82.

щие выступали против привлечения священников к лесозаготовкам, про­ тив отобрания храмов, снятия колоколов и т.п. Нередкими были случаи обращений верующих во ВЦИК против принимаемых на местах решений о закрытии храмов и привлечении священников к различным работам. Не случайно поэтому, что через ОГПУ «по прямому проводу» всем окружко- мам и Коми-обкому Северного края было рекомендовано: «...закрывать церкви после широкой подготовительной работы, избегать ареста священ­ ников при отсутствии компрометирующего их политического и уголовного материала, не допускать самочинных обысков, арестов священников от­ дельными партийцами и комсомольцами, проводить их в случае надобно­ сти только через ОГПУ, милицию» (13.02.1930 г.)1. Однако из всего реко­ мендованного было учтено лишь последнее предложение. Помимо открытых выступлений с применением силы против закры­ вающих храмы, верующие использовали вполне легальные, конституцион­ ные методы борьбы за свое право на свободу вероисповеданий, гарантиро­ ванную законодательством, например, направляя жалобы в Президиум ВЦИК, чаще всего на имя «всесоюзного старосты» Калинина, в Постоян­ ную Центральную комиссию по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР. Так, 29 мая 1933 г. в Президиум ВЦИК в г. Москву было отправле­ но прошение уполномоченного церковно-приходского совета Ладвинского сельсовета Прионежского района АКССР Якова Алексеевича Флотского. Он пишет о злоупотреблениях со стороны местных властей: «...колокола со всех Церквей партийными лицами выброшены и уничтожены, и по­ следняя Церковь на Борках превращена в клуб; старое кладбище... переве­ дено на новое место от Церквей более километра, где при существовании бывшего женского монастыря на том месте зарывался больной и заражен­ ный сибирской язвою и другими болезнями павший скот...»2. Данное об­ ращение со стороны этого религиозного общества, как следует из жалобы, не первое. Ранее верующим удалось, опираясь на положительное решение ВЦИКа, отстоять одну из двух имеющихся в селе церквей - каменную, при упомянутом выше старом кладбище, не допустив там создание клуба. Од­ нако местный участковый инспектор вновь рьяно взялся за проведение ра­ бот по изъятию храмов. Теперь в этой каменной церкви предполагалось открытие столовой, другую же, деревянную (Параскевы Пятницы), и вовсе собирались уничтожить как пустующую. Кстати, пустовать она начала по­ сле того, как местный милиционер Гордеев приказал священнику уезжать, пригрозив арестом и отправкой в тюрьму в г. Петрозаводск1. 1ГААО. - Ф. 290. - On. 1. - Д. 378. - Л. 6-7, 70. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). - Ф. 5263. - On. 1. - Д. 166.-Л . 4. ' 1Там же. - Л. 5-6. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz