Бакула, В. Б. Духовная лексика саамов и источники её изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 16-28

Раздел II. ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В. Б. Бакула Духовная лексика саамов и источники её изучения Одной из важнейших задач современной лингвистики является многоаспектное изучение истории словарного состава языка на разных этапах развития [5]. Лексика относится к наиболее подвижной части языка, она отражает все изменения в жизни этноса. Духовная культура народа отражается в его языке, изменяется вместе с ним. Исследование пласта духовной лексики саамов Кольского полуострова дает возможность получить более полное представление об историческом развитии народа, его занятиях, степени образованности, образе жизни, о его отношениях с другими народами. Анализ работ, посвященных саамским диалектам Кольского полуострова (исследованию языка Кольских саамов посвятили свои работы И.Шеффер, М.В.Ломоносов, М.Ф.Рейнеке, М.Кастрен, Д.Э.Д.Европеус, И.Халас, А.Генетц, Т.И.Итконен, С.Паулахарью, Э.Лагерькратц, Э.Итконен, М.Корхонен, Г.М.Керт, А.Эндюковский, В.В.Сенкевич-Гудкова, К.Конт, П.Аристэ, П.М.Зайков, П.Саммалахти, А.Хворостухина, С.Н.Терешкин, Г.В.Костина, Р.Д.Куруч и другие ученые), позволяет сделать вывод о том, что системному описанию лексики саамов не уделялось достаточно внимания. Наиболее изученной областью саамского языка является топонимическая лексика. Лексика, связанная с духовной культурой саамов, совершенно не изучена, она практически не отражена в существующих словарях саамского языка, монографические труды по комплексному изучению этой группы лексики также отсутствуют. В этой связи представляется обратиться к истории изучения самой духовной культуры коренного населения Кольского полуострова. Саамы с давних времен привлекали немалое внимание исследователей, но изучение их истории и этнографии шло крайне неравномерно. Разрозненные сведения о жителях Севера в сочинениях древних авторов появились уже в начале новой эры: у римского историка Тацита (I в. н.э.); Птоломея (II в. н.э.), византийского писателя-историка Прокопия Кессарийского (VI в.н.э.), норвежского купца-мореплавателя Отгара (IX в.н.э.), датского хрониста Саксона Грамматика ( XIII в.н.э.). Русские летописи, сообщавшие о проникновении новгородских дружин и сборщиков дани в XIII в. на весь Кольский полуостров и за его западные пределы, отмечали те же черты быта лопарей, что и западноевропейские документы [11]. С 1478 г. территория Кольского полуострова оказалась под властью 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz