Бакула, В. Б. Духовная лексика саамов и источники её изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2010. – Вып. 1. – С. 16-28

Москвы. Внешнеполитические и торговые связи Русского государства шли частью через Мурман и север Скандинавии. Русские послы знакомились с бытом и занятиями саамов. Рассказы одного из них, Григория Истомы, содержат упоминания и о "дикой лопи". С конца XVI в. берега Кольского полуострова систематически посещали английские, датские, голландские мореплаватели и купцы, в записках которых можно найти интересные сведения по истории и этнографии края. Изучение коренного населения Русской Лапландии связано с созданием Санкт-Петербургской Академии наук (1724г.) и академическими экспедициями на Север. У истоков изучения Севера стоял М.В. Ломоносов, в юности не раз плававший на Мурман и наблюдавший образ жизни лопарей. Он отмечал наличие у них нескольких диалектов языка, основной пищей лопарей называл рыбу [11]. Ломоносов же отметил и близость языка саамов финскому и карельскому [3]. С начала XVIII в.в России появляются сведения о лопарях в этнографических сочинениях, описывающих народы России. Часть из них вышла на иностранных языках Важной вехой в изучении Лапландии были академические экспедиции под руководством академика И.И. Лепехина при участии его ученика Н.Я. Озерецковского. Последний провел в Коле зиму 1771-1772 гг. Ему принадлежат "Примечание на Кольский острог", "Описание города Колы и Архангельска" и записка "О российской Лапландии", до сих пор остающаяся лишь достоянием архива. Записка содержит описание Колы, природы края, сведения о населении Кольского полуострова, даны перечень 22 населенных пунктов Русской Лапландии, сведения о численности мужчин (785 чел.), отмечается их принадлежность к православной церкви. Вместе с тем говорится и об их "пренебрежении правилами, верою предписанными", в частности — "употреблении терскими лопарями мяса во время постов". Озерецковский описывает местные транспортные средства (кережки); одежду лопарей, использование при ее изготовлении оленьих шкур, выделанных кож и оленьих жил; обувь, ее отделку сукнами и бисером; жилища - вежи и деревянные избы, их убранство. Описания Озерецковского, отличающиеся большой полнотой, стали первыми работами, которые дали русскому читателю яркое и достоверное представление о жителях Лапландии. В этнографической работе академика Николая Озерцовского "Описание Колы и Астрахани" (1804) особенно ценны его описания одежды саамов и их обычаев. Вскоре материалы академических экспедиций были дополнены описаниями гидрографов, занимавшихся картографированием берегов Белого моря и Мурмана. Так, М.Ф. Рейнеке в работе "Описания города 17 ГУК Мурманская государствен» область ля р иве-рс ;.;шная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz