Антонова, А. А. Самская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : материалы международной научной конференции, 10-11 марта 2011 г., г. Мурманск / редкол. : О. Н. Иванищева (отв. ред.), В. Б. Бакула. - Мурманск, 2012. - С. 48-55.

Каким бы тяжелым, изнурительным ни был физический труд, саами чувствовал себя человеком и не был одинок. Коллективные игры, труд по­ рождали чувство коллективизма, ответственности, чести, способность за­ щищать свою землю от набегов чудей. Все воспитывало терпеливое отно­ шение друг к другу - в семье ли, в общении с людьми. Удачливые охотни­ ки, умелые оленеводы, храбрые воины, искусные сказители отличались друг от друга не только трудовой деятельностью, но и своим духовным развитием. Но трудные условия быта, близость общения людей с природой и друг с другом, малые познания, отсутствие культурных учреждений, сплошная безграмотность и другие обстоятельства ограничивали духовное развитие. Мышление человека было конкретным. Им тщательно изучались окружающая среда, предметы. Это отражалось в его языке. В холодное время года, глядя на оленя, замечали пар из его ноздрей, замечали, что точно так же идет пар и из дымохода, вот и назвали нос оленя и дымоход одним словом - туррьп. Мост через реку назвали - шалльт (пол). Это в тот период, когда уже появилось жилище - тупа. А до того, в чуме, веже - дым выходил через отверстие в потолке, которое называлось ргххьпеш, что обозначало буквально «дыра в чем-то». Нам это ясно и понятно, никто и не задумывался о значении слова. К сожалению, значение многих слов теперь не восстановить. Например, топоним Карашъегк состоит из двух корней: - егк - «река», и караш, но что значит караш - ответа нет. Народ развивался постепенно. Более быстрыми темпами пошло раз­ витие с приходом советской власти после Октябрьской революции. За период с 1924 года до войны 1941-1945гг. (16 лет), вся саамская детвора во всех уголках Кольского полуострова была охвачена обучением в школах. Насколько можно было - была ликвидирована безграмотность. Например, моя мама - многодетная мать - со старшей дочерью Ниной (18 лет) с книжками под мышкой уходила на занятия под вечер. Мне было 5 лет, очень хорошо это помню, как я смотрела им вслед. Кто занимался с ними - не знаю. Позднее я узнала, что это называется - ликвидация без­ грамотности. Только помню, как они ходили за знаниями. В этот же год сестра «грамотная» вышла замуж зимой за оленевода из погоста Воронье. Сестру Валентину Антонову отправили учиться в сельскохозяйственную школу. Это свежо в памяти. В годы войны (1941 -1945) сестра вместо троюродного брата Григория Дмитриева работала в стаде (она 1929 г.р.). Позже сестру послали учиться на ветеринара в Мурманскую сельскохозяй­ ственную школу. Она вернулась опытным, знающим специалистом, за что ее очень уважали жители Териберки и Лодейного поля. Рука у нее была легкая, домашние животные быстро выздоравливали. С направлением ее на учебу не ошиблись, доверие она оправдала. говоря о спорте, поэтому хотели, чтобы мы такими и были - играли толь- 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz