Антонова, А. А. Самская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере : материалы международной научной конференции, 10-11 марта 2011 г., г. Мурманск / редкол. : О. Н. Иванищева (отв. ред.), В. Б. Бакула. - Мурманск, 2012. - С. 48-55.

Сын ответил: - Что разволновалась? Это временное явление. -Н а век всем нам, вам и внукам хватит. Все 20 лет с тех пор живу с мыслями о предках. Как они строили свою жизнь в борьбе за выживание. Их деятельность была направлена на производство средств для жизни и самого человека. Чем дальше, тем они все более сознательно и целеустремленнее использовали и преобразо­ вывали природу и все окружающее. Выработался у них свой способ жизни, система основных видов жизнедеятельности человека: появлялись виды и орудия труда, примитивные жилища. А там и оленеводство, рыбалка, охо­ та. Называем их сегодня - традиционные виды деятельности. Издревле они помогали саамам выживать в условиях Кольского Севера. В условиях еще дореволюционного Севера среди саамов выделялись искусные охотники, оленеводы, рыбаки, бесстрашные мореходы, добытчики морского зверя и рыбы. Суровые условия вынуждали их выполнять разнообразные виды труда и решать часто сложные практические задачи, что оказывало влия­ ние на разностороннее развитие человека как личности. Если сейчас бросить их такими, какие они есть, -они не выживут, потому что утратили навыки традиционного труда. Они читали природу и все окружающее, как ученые, как мы читаем книги и газеты. Условия жиз­ ни воспитывали в людях севера самостоятельность, достоинство, прямо­ душие. Они любили рисовать, сочинять, овладевали языками тех, кто жил рядом (русские, финны, поморы). Как мы это узнаем? По дошедшим до нас рисункам с берегов рек и озер. Они отличались хорошим слухом, памятью, знали песни, сказки, легенды, родовые законы. Предок работал для удов­ летворения своих, пусть грубых, материальных и духовных потребностей и чувствовал себя человеком. Трудовой образ жизни воспитывал трудолю­ бие. Тяжелый труд и кочевой образ жизни требовал физической закалки. Эти качества, иначе «народная педагогика», воспитывались в чело­ веке с раннего возраста. Среди детей саами на Кольском полуострове ши­ роко бытовали игры, воспроизводившие различные виды труда, - оленеводческого, рыболовецкого, охотничьего. Подростки приучались к труду. Детям не запрещалось грести на весельных лодках, ставить сети, тащить невод из воды, они учились ловить оленей арканом в стаде, рубить дрова в лесу, стрелять из лука. В свободное от труда время гоняли саам­ ский мяч. Сейчас в эту игру научиться играть по-настоящему не могут, по­ тому что требуется ловкость, усилия, физическая выносливость. Все это называлось - упражняться, тренироваться на выносливость, ловкость, сме­ калку. Так появился в Ловозерс «День саамских игр», первоначально он назывался «День саамского спорта». Но оргкомитету угодно было назвать «Днем саамских игр». Они же лучше нас знают нашу жизнь и назвали «Днем саамских игр». Зачем у нас спрашивать? Думают, что мы ошиблись, 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz