Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

46 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет более прочной конструкции, чтобы отважиться на плавания вне видимости берегов. Помимо проблем живучести судна решались вопросы ориентации в открытом море, ответы на которые подсказывало само небо, звездный свод которого стал первой путеводной картой. /. 4 . Фа,ълиги$к. >4tofee*ut<z&cifut<l (сиие&их и алоскоф&ниисх ce/fatf- .едостижимые в донавигационныи период плавания судов, оснащенных высокоэффективным парусным вооружением, просторы Баренцева и Гренландского морей с самого начала их открытия манили наиболее увлеченных и предприимчивых западноевропейских капитанов китобойных судов и добытчиков морского зверя. Их объекты промысла облюбовали себе обильные кормом, невероятно суровые морские пространства за Полярным кругом, где большую часть года свиреп­ ствуют шторма. Но самую большую неприятность для выходцев из Западной Европы представлял не вздорный характер северных Посейдонов и не дурные привычки морского дьявола, которые сравнительно легко преодолевались прекрасно приспособленными к штормовым условиям кораблями, имеющими глубоко расположенный киль, центральный руль и дополнительные кормовой и носовой паруса, а тихий нрав фрей­ лин Снежной королевы, ледяное обаяние которой так удачно изобразил сказочник Андерсен. Даже самый решительный его соотечественник - штурман китобойного флота - не торопился прокладывать курс между показавшимися в утренней дымке лебедиными силуэтами первых вестниц ледовой хозяйки. Очутиться в их компании значит подвергнуть корабль смертельному риску быть закруженным невесть откуда прилетевшей свинцовой вьюгой, затертым вздыбленными на борт тяжелыми льдинами, злобно кромсающими обшивку, а обреченный экипаж - неминуемой гибели среди заснеженных обломков. Опасности морской Арктики, приносящие смерть кораблям, построенным на судостроительных верфях Западной Европы, были успешно преодолены русскими поморами на судах, сошедших со стапелей Северной Двины. Поморы не боялись ходить в ледовые воды Баренцева моря, потому что их плоскодонные суда, в отличие от европейский килевых (киль появился у парусников, когда морепла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz