Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 1 (XI-XVII вв.) 45 разрешения естественнонаучных проблем, а если и существовала ере­ тическая точка зрения на безледный режим или богатство обитателей его вод, то за нее автора не провожали на костер или ставили к стенке? Как будет видно в дальнейшем - самое прямое. Не станем пока развивать далее этот кажущийся спорным тезис, заметив однако, что далеко не каждого диссидента церковь и ее государственные аналоги подвергали жестокому наказанию, и, более того, именно из их образованных и мыслящих представителей вышли все ученые средневековья и последующих периодов развития общества. Но что можно сказать уверенно, так это то, что главным камнем преткновения мировой науки, так же как и науки о Мировом океане, в общем, и Баренцевом море - в частности - было противостояние “очевидного” и “невероятного”, последнее из которого, как это ни покажется странным, всегда в конечном итоге одерживало верх. С этим мы столкнемся при изучении приливов, морских течений, формирования морского льда и режимов взаимодействия океана и атмосферы. Научное преимущество Баренцева моря по отношению к другим районам Мирового океана заключается в том, что в нем наиболее ярко, и даже на первый, поверхностный взгляд очевидно взаимодействие всех составляющих комплекса земного вещества номер один - Н20 , представленного противостоянием сочетаний: а) соленых (соленость, определяемая на вкус, была первым “океанологическим” параметром древних ученых, она и породила первые, донаучные образы океанских водных масс) и пресных, б) твердых и жидких и в) газообразных и жидких вод - с точки зрения их глобального взаимодействия, ставшего одним из предметов изучения океанологии. Но океанология появится только в нашем (теперь уже прошлом) веке, хотя навигационная ее составляющая, связанная с вечно волнующейся поверхностью раздела океана и атмосферы, уже давно стала полем деятельности мореплавателей - штурманов парусного флота. Энергия солнечных лучей, превращенных природной тепловой машиной в движение воздуха, начала использоваться в качестве “бесплатного” транспорта на сверхдальних расстояниях еще в сверхдавние времена. Парус, как приемник кинетической энергии ветра, послужил прототипом ветряной мельницы еще на заре цивилизации при освоении транспортной магистрали Нила, соединяющей египетские поселения верхнего и нижнего течений. Последующие морские путешествия стали возможными после того как промысловики и купцы, овладевшие речными и озерными дорогами, стали строить суда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz