Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

тельного посещения (СорокинП. А. Дальняя дорога. М.: Московский рабо­ чий. Терра, 1992). Сорокин Питирим Александрович (1889-1968), социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского универ­ ситета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университе­ та. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, сим­ волов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. В Российской империи в высшем образовании делалась ставка не на экзаменационную «лотерею», а на аттестаты. Ныне эта система принята во всём мире кроме Российской Федерации и Израиля. В отличие от наших трёх вопросов экзаменационного билета, экзаменационная процедура в за­ падных учебных заведениях длится 6 часов с перерывом на обед. Сдающему требуется заполнить множество тестов, охватывающих все вопросы по дан­ ной дисциплине. Принятый, кстати сказать, в нашей отечественной педоло­ гии, разгромленной в 1930-е годы, тестовый опрос на занятиях выгоден тем, что занимает минимум времени, по сравнению с обычным опросом. На Западе тестовый метод нашёл широкое применение. Лекции в американских университетах читаются не так, как принято у нас. Там перед лекцией раздаются ксерокопии и всё время занятий уходит на рациональ­ ное усвоение предмета, а не на конспектирование рассказа преподавателя. Западный педантизм, как показало время, является необходимым условием успешного развития любого дела, а, значит, не может не приносить прибыль и удовлетворение. В нашей дореволюционной высшей школе к вопросу заинтересованно­ сти подходили с меньшим, чем теперь, прагматизмом; значительное место за­ нимали гуманитарные предметы, поднимающие культурный уровень, развива­ ющие чувство долга, патриотизм, жертвенность, благотворительность. Этому страна обязана художественным произведениям русских писателей, высокой культуре книгоиздательства и социал-демократическим настроениям. Отсутствие культа насилия в русской литературе оказало влияние и на обучение через успех, а не через страх, когда наказание не связано с унижени­ ем личности. Преподавание через успех улучшает усвоение предмета и фор­ мирует свободного человека. Это усвоено большинством педагогических на­ правлений, ориентирующихся на как можно более раннее развитие личности. В Германии преподавание уже в старших классах делает акцент на са­ мостоятельность мышления и занятия ведутся в виде семинаров. Это приу­ чает будущего специалиста с высшим образованием подходить к решению 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz