Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

тивные основы, где был опыт - сын ошибок трудных, а заодно и парадоксов друг и, конечно, - бог изобретатель. В СССР в 20-е годы XX в. сформировался «первый эшелон управ­ ленцев»: А.Чаянов, Н.Кондратьев, С.Струмилин, А.Богданов. Во «второй эшелон» вошли: Ф. Дунаевский, Н.Витке, П.Керженцев, А.Журавский, О.Ерманский. Психологи, занимавшиеся психотехникой, профотбором, изучением человеческого фактора тоже обладали громкими именами: В. Бехтерев, А .Кларк, А.Лурия. Практическими проблемами управления занимались политические деятели: В.Куйбышев, Н. Бухарин, Ф .Дзержин­ ский (Кравченко А. И. История менеджемнта. М.: Академический проект; Трикста, 2009. 500 с.). В работе «Тектология. Всеобщая организационная наука», написан­ ной в 1912 г. А. Богдановым, осуществлена попытка отыскать универсальные принципы организованности живой и неживой материи. Метатеоретиче- ские идеи Богданова, наряду с идеями А. К. Гастева (принципы гомеостази­ са, обратной связи, изоморфизма и др.), не были замечены идущими вслед за ними основателями мировой кибернетики Берталанфи, Винером и Эшби, заложившими фундамент общей теории систем (хотя существует и противо­ положная точка зрения). В 1921 году А.Гастевым был основан Центральный институт тру­ да (ЦИТ просуществовал до 1938 г.), в котором исследовались проблемы управления, педагогики, истории, экономики, биологии и психофизиологии - предшественников кибернетики, инженерной психологии, праксеологии и эргономики (изучение взаимоотношений между работающей единицей и инструментарием в целях оптимизации нагрузки). Этот комплекс может иметь совершенно разные способы воплощения, построенные на педагоги­ ческом фундаменте. В России ещё в начале XX в. существовала рациональная система высшей школы, опирающаяся на собственное желание студента учиться. Более эффективным, чем множество контрольных работ и зачётов, стиму­ лом обучения был один жёсткий экзамен в конце семестра или года. Именно эта, на первый взгляд бесконтрольная система способствовала самым созна­ тельным студентам проявить максимум самостоятельности и творческого подхода к получению необходимых знаний. Будучи студентом, П. А. Сорокин предпочитал аудиторному книж­ ный, по существу, заочный стиль обучения, потому что в книгах учёные формулировали свои теории более точно, чем в лекциях; их труды можно изучать более внимательно, перечитывая при необходимости неясные или трудные места, чего нельзя сделать на лекции. Такой метод, по мнению ав­ тора, «более эффективен, экономичен и производителен, чем система обяза­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz