Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

торский коллектив представил его на суд коллегии ми­ нистерства. Какая же тогда царила обстановка! Часть методистов вообще не явились на это заседание. Ис­ пугались участвовать в обсуждении учебника. А вдруг вернется Лысенко - что тогда?! Страх до такой степе­ ни еще владел массами, что люди боялись заниматься своими непосредственными профессиональными де­ лами. Это, если хотите, и смешно, и грустно... Я до­ ложил свой вопрос на коллегии. Все молчат, боятся. И только после реплики М. А. Прокофьева: «Интерес­ ный план учебника, мне нравится!», началось обсуж­ дение, ибо министр сказал: «Можно!». В процессе обсуждения содержания учебника М. А. Прокофьев задал мне вопрос: «Юрий Иванович, а учителя знают все то, о чем Вы сейчас говорили?». Я ответил, что подавляющее большинство учителей не имеет соответствующей генетической подготов­ ки. Прокофьев спрашивает: «Как же выйти из положения?». Я предложил прекратить преподавание в школе на год, а за этот год переквалифицировать учителей. Мое предложение было принято. Показательно, что ни один из крупных ученых не отказал мне в на­ писании статей в этот журнал. Все понимали, какое это святое дело - про­ свещение. Среди привлеченных авторов был А. А. Парамонов... Прекрасную статью о борьбе за существование и ее соотношении с естественным отбо­ ром написал, например, В.Н . Сукачев. В итоге всех наших усилий ситуация за эти 5 лет с преподаванием биологии в средней школе существенно изменилась в лучшую сторон)'. Потом я передал журнал в другие руки. Вся эта работа стоила мне огромно­ го напряжения, отрицательно сказывалась на темпах моей научной деятель­ ности. Но я ни о чем не жалею. Это был мой долг, долг не только ученого, но и гражданина своего отечества...» (Полянский Ю. И. Годы пережитые. Воспоминание биолога. СПб.: Наука. 1997. 255 с.). На этом месте обычно люди старого образца говорят: «Ведь были же люди!», на что можно возразить, что они и остались и будут ещё в немалом ко­ личестве, потому на своих местах стоят и российская наука и российское об­ разование, какими бы упадническими эпитетами не награждали их критики. Педагогические основы в биологии, как и других научных направ­ лениях, интегрировались в периоды, которые мы назвали дерюгинским и постдерюгинским, и прошли многие испытания, оставаясь животрепещу­ щими и незавершёнными. «Дерюгинские рубежи» в науке и образовании можно понимать боле широко, чем только в отношении самого Констан­ тина Михайловича, педагогическая деятельность которого началась рано. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz