Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

положено, заранее не сообщалось!). Когда же я приехал из отпуска, то узнал, что я уже не только нигде не работаю, но и «за большие идеологические ошибки» готовится мое исключение из рядов партии. Партийное собрание вел Презент. Из партии я был исключен. А вот на бюро райкома партии, где утверждалось решение партсобрания ЛГУ, прои­ зошла «осечка». Среди членов бюро райкома оказался генерал-лейтенант, начальник тыла Ленинградского фронт. Он выступил на бюро, рассказал, как я вел себя на фронте, дат мне достойную характеристику. Видимо, его рассказ подействовал на членов бюро, первый секретарь даже как-то расте­ рялся. Исключение из партии было заменено строгим выговоро. После сессии ВАСХНИЛ факультет переживает страшный период. Кафедра генетики перестает существовать как ячейка развития и преподава­ ния генетических знаний. Из университета в эти годы изгоняются ведущие профессора, доценты. Среди них назову моих близких коллег, выдающихся генетиков М .Е.Лобашева, П.Г.Светлова, а также активно поддерживавших генетику физиолога Э.Ш . Айрапетьянца, эколога Г. А. Новикова и многих других. Ряд профессоров биологического факультета получили тяжелые взыскания: Д. Н.Насонов, И.И.Соколов, Н.Л.Гербильский и другие. В годы жестокой борьбы, массовых репрессий по существу были уте­ ряны люди, кадры, причем лучшие. Вместе с ними как бы исчезла средне­ возрастная прослойка исследователей и преподавателей. Произошел разрыв между старшим поколением и молодежью. Ведь целая «популяция» биоло­ гов, которая должна была развивать науку во второй половине XX в., просто не знают или знают очень плохо, что такое генетика. Вот в чем трагедия... В средней школе учебник в течение 25 лет учил нашу смену тому, чего нет: закону наследования благоприобретенных признаков. В середине 60-х гг. началась перестройка преподавания биологии и в высшей, и в средней школах. В осуществлении этой сложной и чрезвычай­ но важной задачи большое участие принимали сотрудники ЛГУ. Необходимо было изменить всю программу, а как это можно было сделать? Методисты, отравленные ядом лысенковских «доктрин», были научно несостоятельны. Поэтому в конце 1964 г. была создана специальная рабочая комиссия для составления программы преподавания биологии и написания соответствую­ щего учебника. В эту комиссию входили специалисты-биологи из ЛГУ, ин­ ститутов АН СССР, в том числе и Ваш покорный слуга. Большую помощь в осуществлении этих начинаний оказывал министр просвещения тех лет М. А. Прокофьев, биохимик по специальности, член-корреспондент АН СССР. В результате деятельности выбранной комиссии и энергии М. А.Прокофьева группе ученых было поручено написать новый учебник. Я этот коллектив возглавил. Помню, через год учебник был написан и ав­ 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz