Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

желтизной от запущенности) колонны классицистического театра... Якобы мраморные ступеньки заботливо застланы пестренькими лоскутными поло­ вичками... Над входом в доморощенный храм Мельпомены - изображение скромной русской церквушки, а по бокам - и это самое интересное! - кудах- тающий птичий двор. В углу сцены - выпряженная телега. В телеге - сено. Под сеном - в дымину пьяный учитель Вральман (арт. Н. Новодворский). Во всем сквозит ирония —печальна судьба Просвещения в «курятниках» и «ко­ нюшнях»! Сам спектакль строится на традиционном противопоставлении «пло­ дов» разума и «тьмы» невежества. Причем о «тьме» - всякого рода варварст­ ве - авторы флотского «Недоросля» говорят много. Колоритные «невежи» на сцене пьют и закусывают, бранятся и дерутся... Излишества «простаковско- скотининского» существования на первых порах забавляют, но вскоре начи­ нают раздражать. Своим перебором и однообразием. Скотинин в исполнении Юрия Богинича красноречиво хрюкает через каждое (!) слово! Учителя Цы- фиркин (М. Гришкеев) и Кутейкин (А. Макаров) помышляют только о водоч­ ке! Слово в трезвости не скажет тишайший папенька (арт. В. Давыдов). Ма­ менька (арт. О. Цыплякова) груба и не в меру голосиста. Митрофан же (Д. Пастер) не просто ленив и глуп - по-кабаньему злобен. Впечатление от царящего повсюду свинства усиливают стремглав но­ сящиеся по сцене бутафорские поросята... Светлый - просветительский! - мир: Софья (арт. В. Трубникова), Ми­ лон (арт. А. Гудин), Правдин арт. (П. Бойко), Стародум (арт. А. Агафонов) - тоже представлен в «Недоросле». Но его-то, на м о» взгляд, зрело воплотить и духовно возродить для зрителя авторам спектакля не удалось. Актерское ис­ полнение (за исключением, пожалуй, Стародума (засл. арт. России А. Агафо­ нов) остается на инфантильном (ученическом) уровне и не питает зрителя сколько-нибудь значительным актуальным смыслом. В классику необходимо вдуматься. С ней важно душевно сжиться. Без этого не избежать поверхностного, «верхушечного» прочтения преподноси­ мых ею откровений. Но не в моде сегодня погружение в классические глубины. В моде - озорство фантазии, способной перевернуть традиционное представление о любом солидном первоисточнике. Дыхание столичного модерна почувствовали те, кто посетил осеннюю премьеру Областного театра - комедию Островского «Красавец-Мужчина». Приглашенный из Петербурга художник Андрей Пронин проявил не­ уемную фантазию. По стилю - китч! На заднике красуется аппетитно распи­ вающая чай из блюдечка знаменитая кустодиевская купчиха. Хороша, чер­ товка! Волнует воображение пронизанная эротизмом фруктово-ягодно-овощ- ная мебель: кресла и диванчики в виде «съедобных» хвостатых перчиков; брачное ложе в форме спелого надрезанного острым ножом арбуза... 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz