Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

рано или поздно приходится. Переоценка ценностей. Именно она по воле драматурга Иржи Губача произошла в душе Наполеона (в спектакле эту роль исполняет А. Агафонов). А помогла ему в этом обыкновенная кухарка - озор­ ная простушка Жозефина Понтеу (Н. Долгалева). Постановщик спектакля, главный режиссер флотского театра Юзеф Фе­ кета, в очередной раз продемонстрировал тягу к добротной, богатой колли­ зиями драматургии. Из фантазийно-комедийной «Корсиканки» постановщик вытащил щекочущий нервы мелодраматический сюжет. В отношениях дрях­ леющего Наполеона и исполненной молодого энтузиазма Жозефины Понтеу главной стала линия внезапно зародившейся и жертвенно осуществившей се­ бя взаимной Любви. Корсиканка в исполнении Натальи Долгалевой предстает перед зрителем не столько взбалмошной, часто лишенной такта и «тормозов» француженкой, сколько по-нашенски (по-российски) рачительной, ответст­ венной за порученное ей «генеральское» дело Хозяйкой. Юбка подоткнута со всех сторон - чтобы не мешала движению. Знаменитая треуголка чуть криво­ вато надвинута на самые глаза - чтоб ветром не сдуло. «Генеральша» вихрем проносится по сцене, легко взбегает по лестницам, на ходу «грозным» голо­ сом отдает приказания растерявшимся подчиненным - Гурго, Бертрану, Пова­ ру (арт. Е. Щербаков, В. Давыдов, Д. Пастер). Она - вездесуща. Наполеон сначала сбит ею с толку, потом - очарован... Потом - смущен, возмущен, смирен, раздосадован... Она причиняет столько беспокойства, что пленник готов откупиться от нее - только бы с глаз долой. Но не тут-то было: Жозефина швыряет с трудом добытые пленником 20 тысяч франков ему в ли­ цо. Разве в них дело? Корсиканка пытается вернуть корсиканцу его жизнелю­ бие! Они то и дело ссорятся, не выбирая слов. В ход идут самые нелестные выражения. «Ты - корсиканское чудовище!» - наотмашь бьет она по его са­ молюбию. Ответ: «А ты - корсиканская уродина!» - звучит не менее жестоко. Но... Как часто бывает в спектаклях Юзефа Фекеты, любовь между героями возникает почти из ненависти. Во всяком случае, на пике их конфликтных драматических отношений. И вот уже гнев Наполеона сменяется детской на­ ивностью, щенячьей нежностью. И он готов терпеть ее вечно. Ведь Жозефина привнесла в его унылую жизнь так много! Она и хозяйка, и дипломат, и друг... Но сказкам рано или поздно приходит конец. Лживый донос подлеца - и Жозефине приказано покинуть остров. Сцена вынужденного прощания по­ ставлена режиссером и сыграна актерами пронзительно, психологически сильно. Великолепная музыка (музыкальное оформление спектакля В. Пан- чешного) разрывает сердца и героев, и зрителей. Это слезный - мелодрамати­ ческий - пик бенефисного спектакля. Финал «Корсиканки» глубок и печален. И в этом немалая заслуга худож- ника-постановщика Раисы Чебатуриной. Придуманная ей декорация вырази­ тельна. Все действие спектакля проходит в мрачноватой, похожей на чулан комнатушке. Тут и там - скучающие по сражениям боевые знамена и бараба­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz