Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Сценическая версия поэмы Ибсена наполнена нравственным содержани­ ем. Это традиционно для творческого метода Ю. Фекеты. Режиссер никогда и не скрывает своего гражданского темперамента. Вот и в «Пер Гюнте» среди нагромождения внешне романтических условностей постановщик увидел, с его точки зрения, главную ценность —сопротивление лжи. Простые вещи определяют судьбу человека: родной дом, материнская нежность, верность любящего сердца... Но доказательство истинности этих цен­ ностей идет в спектакле как бы от противного. Герой невольно (или сознательно) предает самое дорогое и рискует остаться в страшащей душу пустоте. Обратимся к истории молодости Пер Гюнта, присмотримся к образу, соз­ даваемому Ю. Богиничем. Добродушный деревенский увалень. Взъерошенная голова, широко открытые миру глаза... Порванные на коленках холщевые штаны - где его вечно носит? Рубашка - грудь нараспашку'. На груди - большой деревянный крест. Что он значит для шалопая? Герой Богинича ко всему относит­ ся без особых затей. Только для выдумок и сказок делает исключение: ими мо­ жет увлечься сам и матери «голову заморочить». Для людей сказки - ложь, для Пера - удовольствие. Тема поэтического «бреда» сильна в творчестве европейских романтиков XIX века. Поэма же Ибсена по с)ти антиромантическая. Норвежский художник предостерегает собратьев по перу от соблазна отвлеченными идеями. Мечта часто сжигает христианскую веру. Разрыв искусства с действительностью чреват траге­ дией ницшеанского толка. Разговор о природе сверхчеловеческого в спектакле Фекеты вынесен «за скобки» (нельзя объять необъятное), духовная проблематика, в отличие от нрав­ ственной, не выходит на первый план. Увлечение сказками не становится для Пер Гюнта чем-то по-настоящему роковым. Его фантазии —скорее знак одарен­ ности, доверчивости, природной чистоты натуры. Но сказки сказкам рознь... Один за другим совершает Пер Понт неблаговидные поступки: обижает мать, бесчестит чужую невесту Ингрид (выразительная работа А. Орловой), ссорится с приятелями. В голове роятся пьяные злые мысли. И как бы зер­ кальным их отражением становится царство троллей. Сцена посвящения героя в хвостатого уродца - зятька Доврского деда (Е. Щербаков) - с интересом воспринимается зрителями. Она в меру смешна и ужасна. Похвально, что театр не поддался искушению модернизировать фольклорные мотивы поэмы. Художник Р. Чебатурина создала оригинальный «троллевский» колорит, а балетмейстер С. Вагайцева придумала смелые, но не раздражающие своей актуальностью «безобразные» танцы. И все-таки сце­ на «у троллей» не стала одной из сильных в спектакле. Она поставлена и сыг­ рана в духе театра масок и выполняет больше развлекательную функцию. А ведь тролли предлагают Пер Гюнту извратить свою человеческую природу, увидеть мир в искаженном свете. Их цель - остановить человека в его стрем­ лении к истине. «Будь самим собой довольным!» - вот их девиз. Герой Богинича, не претерпевая видимой трансформации плоти и духа, без особого труда покидает «семейку». Но кошмар проведенной среди мерз­ 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz