Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Когда ты был самим собой? В начале мая театр Краснознаменного Северного флота при содействии генерального консульства Норвегии в Мурманске осуществил постановку классической поэмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Зрелища подобного художественного масштаба - редкость не только для нашего города. Сценическая история «Пер Понта» в России небогата события­ ми. Малочисленные постановки в начале века и в сороковые годы во МХАТе не принесли славы своим создателям. Поэтическая драма, ставшая гордостью скандинавской литературы, весьма коварна. «Пер Гюнт» глубоко национален и вместе с тем философски абстрактен. Стихотворный размер монологов не­ привычен слуху современного человека. К тому же пьеса просто огромна. Решиться на оригинальное прочтение «Пер Гюнта» силами скромного (хотя бы размерам труппы) нестоличного коллектива - почти вызов! Но глав­ ный режиссер театра КСФ, заслуженный деятель искусств России Юзеф Фе­ кета и художник, заслуженный деятель искусств Раиса Чебатурина рассчиты­ вали прежде всего на профессиональное мастерство коллег. И, надо признать, расчет оказался верным. Драматическая поэма Генрика Ибсена «Пер Гюнт» (1866) необычна по форме и содержанию. Знатоки литературы справедливо сравнивают ее с «Фаустом» Гете. Нагромождение лиц и событий. Обилие смыслов, подтекста, психологических и философских нюансов. Реальность переплетена здесь с фантастикой, сны с явью. Кажется, весь мир вобрала в себя пьеса! В цен-фе же мира - Пер Гюнт, поэт-буржуа, а в принципе обыкновенный человек середины XIX века, со­ временник автора, выходец из Гудбрандинской долины. Пер Гюнт - собранье человеческих слабостей. Фантазер и, чего греха таить, пьяница. Задира и дра­ чун. Стихоплет, враль, насмешник. Охотник до чужих невест и ничей жених. Влюбленный, впрочем, в Сольвейг - строгую девушку-северянку с длинными светлыми косами. Что ж, не особенно редкие качества... Ибсен создал сложную пьесу об очевидце безбожного века, прошедшем через многие искушения плоти, ума и духа. Главное из них - буржуазное са­ модовольство, упоение богатством и властью. Чтобы не утонуть в многомерном содержании пятиактной поэмы, теат­ ру важно было определиться в сквозной линии постановки. Режиссер Юзеф Фекета наметил ее, на мой взгляд, достаточно четко. Внимание сосредоточено на нравственных коллизиях, происходящих с героем у него на родине - в гор­ ных долинах Норвегии. Фекета, значительно сокращая драму (при этом спектакль идёт более трёх часов с двумя антрактами), предлагает зрителю две истории. Мы стано­ вимся свидетелями «ошибок молодости» и «заблуждений старости» главного персонажа пьесы. В спектакле его играют два исполнителя. Юрию Богиничу поручена «юношеская» часть, народному артисту России Виктору Васильеву - за­ ключительная, так сказать «старческая». 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz