Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ НА МуРМАНЕ Зима. Онегин , торжествуя, театра обновляет путь... Завершился второй международный театральный фестиваль «Полярная звезда». Пора подводить итоги. Театралов поманили многими известными именами и спектаклями. Было от чего глазам разбежаться. Андрей Житинкин и Евгений Гришковец... Конкин, Талызина, Щербаков, Гаркалин... «Зима» и «Евгений Онегин», «Повесть о Сонечке» и «Огонь надежды». Вот что значи­ лось на фестивальных афишах и обещало душе праздник. С сильным и разнообразным репертуаром в «осенний марафон» всту­ пили и наши мурманские коллективы: «Театр времён Нерона и Сенеки», «Люди и мыши», «Деревья умирают стоя» (Облдрама), «Пер Гюнт» (Театр КСФ), «Сказка о царе Салтане» (Театр кукол). ...Не все посулы оправдались. Не добрался из Петрозаводска коллектив Русского театра драмы («Между жизнью и... сновидением», «Ванька- Рататуй»), С огорчением возвращали билеты в кассу поклонники музыки Игоря Стравинского и драматургии Шарля Рамю: встреча с ними в ярко пред­ ставленной рекламой «Истории солдата» тоже не состоялась. С уже знакомым мурманчанам представлением «Клоунесса» выступила одарённая танцовщица из Швейцарии Моник Шнидер (впрочем, вновь Мурманск кричал восхищённо «Браво!»). Некоторые постановки, рассчитанные на камерную аудиторию, чуть было не провалились на большой драматической сцене («Любовь... лю­ бовь...» из Румынии, «Повесть о Сонечке» из Югославии). Противоречивые оценки вызвали экспериментальные постановки. Кто- то восторженно, а кто-то раздражённо воспринял играющее всеми красками живое живописное полотно картин Пикассо («Огонь надежды», театр «Огни­ во» из Мытищ). Явно на любителя были и шукшинские «До третьих петухов» (сама Л. Федосеева-Шукшина, увы, на фестиваль не прилетела). А уж два по­ следних «гостевых» зрелища: «Игра» режиссёра Виктора Шамирова и «Евге­ ний Онегин», привезённый театральным агентством «Богис», - вызвали про­ сто шквал полярных оценок и мнений. Считать ли увиденное последним словом театральной моды? Насколько мы, провинциалы, отстаём от «продвинутого» столичного зрителя? Умеем ли понять иногда и впрямь шокирующий язык постмодернистского искусства?.. С другой стороны, искусство ли то, что нам показывают? Может, подделка под него, имитация поиска и новаторства? Попробуем разобраться. Остановлюсь подробнее на самом эпатажном фестивальном зрелище, каким оказался, на мой взгляд, «Евгений Онегин... Пушкин». Спектакль све­ жий - он увидел свет рампы в конце нынешнего лета. Его достаточно часто рекламировали, преподнося как озорную попытку молодого режиссёра Ми­ хаила Крылова (кстати, ученика знаменитого Петра Фоменко) переосмыслить пушкинский сюжет, внести в него ритмы и дыхание современности. Что ж, в 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz