Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Валерий Журавлев (роль придурковатого, вынужденно выдающего себя за «голубого» горе-товарища главного персонажа Стэнли Поуни). Шулин очень талантлив, спору нет. Но лучшими его работами в МДТ все-гаки являются образы сложные, противоречивые: Тейлор из «Луны для пасынков судьбы», Том в «Стеклянном зверинце», Нерон в пьесе Э. Радзин- ского «Театр времен Нерона и Сенеки». Эти постановки еще в репертуаре те­ атра, и я советую всем поклонникам артиста их посмотреть. Так или иначе, актерам в этом сезоне блеснуть удалось. С режиссер­ скими удачами сложнее. Не было ни одной постановки Султана Абдиева. Главреж репетирует «Короля Лира» и, возможно, не хочет размениваться. За­ то Никита Ковалев выпустил друг за другом три спектакля: «Чудесную баш- мачницу» (комедия Гарсиа Лорки), комедию «Слишком женатый таксист» и новогоднюю сказку. Репетирует «Таланты и поклонники», но это песня бу­ дущего сезона. Комедии в постановке Никиты Ковалева, на мой взгляд, выглядят, с ре­ месленной точки зрения, вполне убедительно (особенно «Таксист», где пери­ петии выяснения отношений «кто есть кто?» вызывают искренний зритель­ ский хохот). Но творческой новизны я в них, увы, не увидела. Есть попытка привнести игровой, условный, почти «капустный» элемент в классическую, чуть скучноватую комедию, рассказывающую о нравственных преимущест­ вах неравного брака («Чудесная башмачница»). Но смотрятся все эти ново­ введения (соседки бегают гуськом, жених скачет на деревянной лошадке) в меру обаятельной «любительщиной» и не позволяют серьезным опытным ак­ терам (В. Стоменку - роль «старого мужа» и Е. Макаровой - эксцентрическая роль матери) раскрыться в полную меру своих возможностей. Заслуженный деятель искусств Юзеф Фекета осуществил на подмост­ ках флотского театра свою давнюю мечту - мольеровского «Тартюфа». И тут, к сожалению, о безоговорочной удаче говорить не приходится. Я смотрела этот спектакль трижды! (Хотя, может быть, надо относиться к походу в театр проще?..) Хотелось разобраться в художественном замысле постановщика. Публика ведь принимает «Тартюфа» на ура, аплодирует стоя. К слову, зрите­ ли в последние годы склонны к овациям. В феномене этого явления - возвра­ та любви к Мельпомене - еще стоит разобраться критикам. Случай с флотским «Тартюфом» не самый простой. Внешне все в спек­ такле вроде бы благопристойно и благополучно. Зритель как будто попадает во времена самого Мольера, играющего свои пьесы при королевском дворе. Шикарные костюмы, добротные декорации - знатный дом Органа, где на всех этажах и во всех закоулках воцарился дух двуличного Тартюфа (худ. Р. Чебатурина). Много танцевальных вставных номеров. Артисты темпера­ ментны. Четко и красиво звучит классицистический стих. Все в принципе на своих местах. Обманщик обманывает. Простаки «ведутся» на его уловки и жестоко расплачиваются за это... Все так. Но того, что принято называть концепцией спектакля, нет. Проще гово­ ря, непонятно, какую историю рассказывает нам театр. Про что? Все действие 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz