История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

Т О, ЧТО в наше ,время бур- V но развивается самодея­ тельное искусство, вряд линуж­ но -доказывать.. Но то, что это широкое и обильное развитие-. ставит перед нами множество са­ мых различных и бесспорных, проблем,- -^-.несомненно. И одна из них, наиболее сложная: допу­ стим -:ли-особый уровень мастер-, ства-,. несколько ограниченный, для артистов-любителей или тре-. бований- профессионализации са-. модеятельности — явление впол­ не закономерное и оправданное? ' Думается-, что для творчества не­ возможна заранее заданная «раз- носортица» — одна, «повыше», для профессионалов к другая, «поде­ шевле»,' для самодеятельйости. Зри ­ тель, “ слуш атель — един; Основа ли тер а тур® ; драматургии, м узы ки -г одна, и j a ж е. И -все -же есть коренное отли­ чие- профессионала -. от--артиста- любителя: первый целиком и главным образом посвящает се­ бя искусству, в то время как са­ модеятельный-артист делит свое • увлечение с той 'фундаменталь­ ной, вне сферы, искусства лежа­ щей профессией,' какая у него уже есть. - Речь-идет по существу о фор­ мировании второй, параллель­ ной, творческой профессии- со­ ветского-человека. И эта вторая профессия не может, не имеет права быть дилетантской; • Наибольшее- количество раз: ' личных фестивалей, смотров, конкурсов приходится на долю ; самодеятельности. И в этом г—- свидетельство, особого внимания и заботы» какие оказывает наше общество народному творчеству. Но «служенье муз не терпит суеты».-Особенно —. .последова­ тельный, - поэтапный,подчас хрупкий педагогический’ процесс становления творческой лйчно- • сти: И если смотр самодеятель­ ного'Искусства стремится отме­ тить- прежде всего перспективу развития того'или иного коллек­ тива, зарегистрировать и поощ­ рить' плановость его воспита­ тельной 'работы, — тогда это • — творческий продуктивный- смотр, движущий самодеятель­ ность вперед. Если же смотр становится самоцелью, он мгно­ венно, пусть безотчётно, но вно­ сит в ритмичность, в «постепен­ ность» художественного роста и штурмовщину, и поиски чисто внешних: эффектов. Невольно вместо4творческого показа рож­ дается"'«показуха», со всеми го- рестнЬши для ' педагогики-по- • следствиями. ' 'Нашей' студии народного му- { зыкально-драматического театра ; .ПРИ Дворце - культуры имени С.; МрКирова на прошедшем не- : давно -фестивале, посвященном : 50-летию образования СССР, «повезло* в том смысле, что й ДЬМ- 'хз^дожёственной ; самодёй- • тельнЬстиг поддерживающий нас'л своей" методической помощью;'и -• жюри фестиваля, очень внима­ тельно, .дважды обсуждавшее наш первый 1студийный спек­ такль' -г- водевиль «Беда от нежного сердца», — помогли нам-утвердиться в поисках на­ чальных- путей-• учебной работы студии, а это волновало' нас бо­ лее всего.. .И диплом, присуж­ денный нашему; спектаклю, вос­ принимается. нами в определен­ ной мере.как оценка авансом воспитательной работы, какую нам еще предстоит. осилить. А предстоит нам. очень многое, са­ мое трудное . впереди. лосом и сценичностью . Можно бы ­ ло бы много ра сска за ть и о И. Про­ ниной, самобытной, яркой, неудер­ жимой в юморе, в выдумках, даже в озорстве. Или о противоположног- сти ей Н. Арацкой, лиричной, мягкой и даже- неуверенной, в себе, но стоически ;..Шаг за шагом пре­ одолевающей э т у робость, добив­ ш ейся успеха в водевиле, в оетро- характерной роли. С. Кононова — д евушка до одержимости влюблен­ ная в театр, с детских лет она по­ стоянно чи тает книги о театре, об актерах. Все поступки и решения свои она сверяет с единственной целью. — постичь актерское ма­ стерство. Интересен о т природы ’ ....... О ВА РОДШ М ТЕАТР& И пусть не покажется стран­ ным, что речь идет о старей­ шего в области народном теат­ ре. Не вдаваясь в его историю, в которой были и славные, до­ стойные страницы, и кризисные этапы, почти «аварийные», се­ годня можно утверждать: толь­ ко последовательный учебный и воспитательный процесс, тот,' что определяется наиболее жизнеспособным в театре сло­ вом, самым ищущим и вечно молодым — «студия», — может обеспечить нашему- коллективу завтрашний творческий день. И Ш§щ», хорошо, что в нашем театре Сохранились от его прёй*- них составов наиболее подго­ товленные и • опытные силы:- И. Пашкина, Н. Андреева,- И. Бугаева, Ю. Кузнецов и ряд- других. Переоценить пользу■их участия в предстоящей работе коллектива трудно. Но уже в прошлом сезоне решающее ме­ сто''заняла вновь созданная мо­ лодежная театральная студия. Именно эта студия и-явилась как бы базой' опытно-экспери­ ментальной учебной работы, по­ исков метода ее ведения, чтобы в дальнейшем такой же студий­ ной' формой учебы охватить полностью коллектив- театра. Невозможно подробно рассказать обо всех студийцах, самоотвержен­ но отдающих весь свой досуг, все ’ ий эдю ЁШ .у чёб в4. в . студии. Тем бо­ лее, что все они равны в своей фа­ натической любви к театру. Это и В. Никифорова, .обладающая -больг щой м узы кальностью , хорошим го­ одаренный, непосредственный, ней вой, с я вны м комедийном .'даром В. Твердунов, обладающий;,гэдэенрас ной восприимчивостью , аитерекой рефлекторностью . Этот «список» можно было бы продолжать и про­ должать— ‘ -Главное — в с е . студий­ цы очень ‘ друншы и вер ят в об­ щ ую цель. В -этом году создана вторая молодежная •студия, несколько . уверенней- -идущая по тём до­ рожкам, что «пробили» студий­ цы первого набора. ‘ Более- важная стадия, как бы производная- от предыдущей, -это — объединение двух.студий и старейших артистов театра в единый студийный коллектив, который, имел бы право считать­ ся " театром-студией. Процесс этого, объединения, т. е. прноб- 'щение. всех участников коллек­ тива к. непременной творческой учебе, мы собираемся осущест­ вить' за' счет особых студийных репетиций следующей постанов­ ки народного театра оперет­ ты В. Мурадели «Девушка'с го­ лубыми глазами». Невозможно в газетной статье охватить, все многоемкие задачи, выдвигаемые развитием народ­ ного творчества в наше время. Но об одной специфической особенности нашего театра ска­ зать необходимо. Наш народ­ ный театр единственный в горо­ де "Мурманске — музыкальный, поэтому, естественно, повышает­ ся .его.ответственность за попу­ ляризацию, в‘ городе произведе­ ний музыкальной драматургии. А это заставляет нас заботить­ ся б правильном вокалвдом вос- /питании самих актеров.' И, к сожалению, это пока наиболее слабо решенная нами, задача. Поэтому сейчас опытный и вы­ сококвалифицированный педа- гоггконцертмейстер Б. Потапен­ ко совместно с вновь пригла­ шенным молодым -специалистом й. Старковой расширили во­ кально-музыкальные занятия почти со' всеми участниками те- атра. На очереди стоит также вопрос и о пластическом, хорео- графняескоэд воспитании студий­ цев,, В наших музыкальных планах наметилась и другая, как нам кажется, интересная и плодов творная форма работы. Речь идет о популяризации симфони­ ческой музыки, что также мо­ жет войти в орбиту деятельно­ сти музыкального народного те­ атра* Это стало возможным главным образом потому, ч^о дирекцией Дворца культуры был в этом сезоне приглашен на работу в театр опытнейший ди- рюкёр-самфонист В. Рождест­ венский: Его многолетняя' рабо­ та 0 ведущими симфоническими оркестрами страны, множество концертов совместно е солиста­ ми мирового класса явились не­ оценимым кладом для опыта музыкантов' нашего. оркестра,,.,, для музыкальной :'даьЩгы нМ рфрюго •театра..С большгл уз- лечением и'энтузиазмом -Б,, деетвенскай возглавил всю т- зьгКалшую.;:|Шоту .нашего-" ле^тива-н сёйчас готовит е "оЩ* кейком первую симфоническую. программу популярной музыки: советских,; русских- и зарубеж- ных .когйозито^в. Премьера, концерта 19 февраля.-В-ор­ кестре принимают широкое уча­ стие педагоги' музыкальных школ,,:музыкантьг. дубовых-' ор­ кестров^1; ансамблей й т *.д.- кое. чобъединение . -музь1шштоз- профессионалов и любителей! может принести - добрые особенно для - слушателей,' ’йе столь уж избалованных в Мурх манске концертами симфониче­ ской музыки., Все. это далеко не полка*! -де-: рёчень множества учебш^ёьепй- тательных и эстетических проб­ лем, какие предстой , решать нашемуколлективу: Наш небольшой опыт подт­ верждает ещё раз';-,,что наиболее актуальная проблема развития самодеятельного искусства сегод­ ня — это подлинно п£>6феёсио- нальная учеба каждого артиста- любителя. 'Таково веление време­ ни, — чем дальше, тем тоньше. Грань, разделяющая профессио­ нала от энтузиаста-любителя, практически овладевающего вто: рой профессией. Творческой, И. ОРЛОВСКИЙ. Режиссер народного...,музы­ кально-драматического ' теат­ ра Дворца культуры имени С. М. Кирова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz