История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

ВОД ЕВИЖ В. Соллогуба l J «Беда, от нежного серд­ цах» — студийная работа народ­ ного музыкально-драматическо­ го театра Дворца культуры им. С. М. Кирова — успел завое­ вать симпатии мурманских зри­ телей. Так ли он прост, этот, каза­ лось бы, легковесный жанр? На водевилях воспитывались многие поколения артистов. Творческие возможности воде­ виля огромны, и.'-пожалуй, нет такой театральной школы, ко­ торая бы не прибегла к нему в учебном процессе воспитания артистов. Вот это-то и побудило про­ фессионального режиссера и педагога Игоря Львовича Ор­ ловского взяться со студийцами за такой трудоемкий и не всег­ да благодарный жанр, требую­ щий, помимо режиссерской изо­ бретательности, также и актер­ ской гибкости. Исполнителями же данного водевиля оказались главным образом студийцы пер­ вого года обучения. Ш кола водевиля одна из самых сложных, т. к. в ней соединяют­ ся несколько важнейших элемен­ тов театра — лепка острого, точ­ ного характера, легкость диалога, высокий эмоциональный тонус всего действия, стремительный темп, м узы кал ьность, танцеваль- ность, и, что совершенно обяза­ тельно, когда актер сталкивается с классическим р у с с кий водеви­ лем — это не только психологи­ ческая правда действия, но и ор­ ганическое соединение комедий­ ной, иногда невероятной ситуации с гражданским , глубоко демокра­ тическим пафосом. Гуманизм , прогрессивная человечность рус­ ского водевиля полностью сродни традициям русской классической литературы и драматургии. Режиссер Игорь Орловский поставил для себя лично и для коллектива очень трудную за­ дачу. Отрадно чувство глубокой от­ ветственности перед студийца­ ми, понимание необходимости заниматься с ними всерьез и по большому счету. В процессе создания водевильного спек­ такля, пусть не сразу, а посте­ пенно, но его участники обяза­ тельно придут к постижению многих «тайн» сценического ис­ кусства и будут иметь право на дерзания в более многослож­ ных жанрах. И результаты убе­ дительно сказались на самом спектакле. О чем же водевиль? Тяж ела планида «баловня на выданье», надо бы жени ться, да вот беда — 2 миллиона приданно­ го мешают. Нарасхват у невест, да не знает, на какой остановить­ ся — все хороши! — Вправду ли хороши-то? — ду­ мает родитель жениха и пускает­ ся на хитрость, сообщая о своем якобы полном банкротстве. И не­ весты «линяют» в своей горячей любви, уступ а я великодушно друг другу своего жениха. Но находится добрая чистая ду­ ша, которой нужен сам жених, а не его миллионы. Выбор сде­ лан! У зн ав о подвохе, незадачли­ вые невесты «гры зут себе локти». Порол.наказан , добродетель тор­ жествует! Как же все это происходит в спектакле? Прежде всего играется спек­ такль с озорством, и через рам­ пу передаются зрителям радо- етнаЯ атмосфера творчества й удовольствие, которое получают сами исполнители в процессе сценического действия. И пусть что-то не совсем, получается.и пока еще выполняется робко, и не совсем еще достает вокаль­ ных данных, и слово иногда прозвучит не так хлестко и «во­ девилистов, как того хотелось бы: не беда! Это ведь первые сценические шаги. Но как хоро­ шо, слаженно все в спектакле, какой приятный ансамбль! Волнительна и трогательна тре­ петность самодеятельных ар­ тистов в их полной отдаче себя действию. Многое, очень мно­ гое радует в этом опыте сту­ дии. Центральной в спектакле, да и в самой пьесе является роль Александра. Ее исполняет молодой студиец Валерий Тверитин. Хочется отме­ ти ть явны й рост его актерского мастерства, понимание им сущно­ сти жанра. Его Александр поначалу легко­ думный, поверхностный. почти «опереточный», где-то в глубине событий начин ает обретать психо­ логическую емкость, многослож­ ность человеческих реакций и в одной из финальных сцен водеви­ ля доводит мироощущение сво­ его героя до подлинного драмати­ ческого звучани я. Нравственное прозрение Алек­ сандра, его повзросление — глав­ ный стержень роли В. Тверитина. Владение пластикой, м у зы кал ь­ ность', умение находить характер­ ные штрихи в роли — все это соз­ дает не только успех актеру, но и в значительной мере определяет успех спектакл я в целом. • • Рядом с исполнителямн-«пер- вогодками» — два старейших участника народного театра. И несмотря на то, что все — и молодые и «старички» в едином ансамбле — опыт, мастерство «ветеранов» ощутимы. Роли Кубыркиной и Золотникова в исполнении Л. Кирсановой и В. Шаронова приобретают убе­ дительную достоверность и объ­ емность. Их исполнение отли­ чается яркостью внешнего ри­ сунка и точностью характеров. Несомненно удались остро­ характерные роли Машеньки (А. Подопригора) и Катеньки (И. Макарова) — капризных ку­ печеских дочек. Исполнительни­ цы правильно проследили в ха­ рактерах своих героинь хищные и корыстные наклонности. По­ этому «лоск» и «приятность» внешних манер этих кокеток — всего лишь маска, за которой жестокий безнравственный ми­ рок породившей их среды. Особенно хочется отметить роль Настеньки в исполнении Н. Гребенниковой, мягкой, ду­ шевной и тонкой натуры, столь важной для драматической си­ туации водевиля. Две эпизодические роли француза-парикмахера и слуги также тщательно и с юмором играются В. Вальцем и В. Ла­ рионовым. Одним из сущ ественнейших ком­ понентов спектакл я явл яется м узы ка . Она создана мурманским композитором Михаилом Таври- новым специально для этого воде­ виля и очень хорошо отражает характер пьесы , помогает подчер­ ки ва ть и ра зви ва ть ее комедий- ность. остроумна, задорна и от­ лично используется в спектак­ ле. Задание режиссера и ком­ позитора очень хорошо, со вку- сом и с большим тактом реали­ зуе т с оркестром дирижер Влади­ мир Рождественский . М у зы ка Тав- рикова делает сп ек такл ь еще при­ влекательнее. Хорошие туалеты, достаточно умелое обращение с ними- ис­ полнителей, грамотные гримы, яркий праздничный свет, доб­ ротно, в стиле эпохи выпол­ ненные декорации и бутафория (оформление заслуженного ху­ дожника РСФСР В. Чудзина) — все это вместе взятое созда­ ет впечатление «театра всерь­ ез». Дом художественной само­ деятельности в течение всего периода подготовки коллекти­ вов к фестивалю оказывал нм постоянную квалифицирован­ ную методическую помощь. И не случайно, что, обобщая опыт фестиваля народных театров, по итогам которого спектакль «Беда от нежного сердца» от­ мечен дипломом первойстепени, работники Дома художествен­ ной самодеятельности обратили особое внимание режиссеров народных театров на методы воспитания самодеятельных ар­ тистов в студии Дворца культу­ ры имени С. М. Кирова. Б. ЛЕВЧЕНКО. гу . Режиссер. Ш& муряяяясхсон с д е я е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz