История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

В КОЛЛЕКТИВАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческая удача Н а снимке: сцена из оперы «Пиковая дама» в постановке вокального коллектива Дома культуры им. С . М . Кирова. Фото Б . Бирина. ---------------------------------- Недавно в Доме культурыимени С. М. Кировамурманскому зрителю былипоказа­ ны фрагментыиз оперрусских композито­ ров, осуществленные вокальным коллекти­ вом Дома культуры (руководитель Б. С. Скорбах). Сцена «В корчме», показанная вокаль­ нымколлективом, является однимизярких отрывков оперы «Борис Годунов». Для об­ рисовки общего бытового фона этойсцены Мусоргскийиспользует рядрусских народ­ ных песен: «Песня шинкарки», «Как во городе было во Казани», «Как едет ён». РежиссерС.Сидоров совместно сБ. Скор­ бах удачно раскрыли идейно-музыкальный смысл отрывка. Исполнители сумели пере­ дать народный колорит сцены. Запоми- Когда Б. С. Скорбах предложила поста­ вить отрывок из первого акта оперы Чайковского «Пиковая дама», многим уча­ стникам вокальноюколлектива Дома куль­ турыимени С. М. Кирова это предложение казалось неосуществимым. Но руководитель знала, что делала. Преждечемвнести такоепредложение, она опытным глазом педагога окинула путь коллектива, оценила достоинства и недо­ статки каждого его участника. Всеговорило за то, что задуманное вполне осуществимо. В этом убеждал уже имеющийся неплохой опыт постановки отрывка из оперы Му­ соргского «Борис Годунов», а самоеглав­ ное— вокальные и сценические возможно­ сти кружковцев. Хорошими голосовыми данными обладает Валентин Упоров: его выразительпыйдра­ матический тенор, казалось, был создан для партии Германа.С труднойзадачей,— думала Бэлла Семеновна, — Валентину Упорову поможет справиться его способ­ ность чувствовать то, что он поет, умение передавать в пении характер героя. Под- стать Упорову была и ЕленаБебчук, обла­ дательница сильного приятногоголоса. Оба былидавнишнимиучастниками коллектива, страстными любителями пения. Такопределились и другие исполнители: Александра Расторгуева (Полина и графи­ ня), Генриетта Бертлинг (гувернантка), Вера Матыкина (горничная Маша), Нина Казакова (приживалкаграфини). Большое место в задуманном отрывке занимаютмас­ совые сцены. После распредления ролей началась кропотливая и напряженная работа. Бэлла Семеновна и режиссер Иван ИвановичПро- хонов сумели вселить исполнителям уве­ ренность в успехе задуманного, вселить в нихверу в свои силы. Но воплотить на сцене незабываемые образы классической оперы— дело трудное п сложное, поэтому наряду с радостью творческой удачи были и разочарования и сомнения. & --------------------- наются образы: шинкарки, монахов Варла- амаи Мисаила, самозванца. Вторая картина первого действия оперы Чайковского «Пиковая дама» поставлена режиссером Мурманскогообластного драма­ тическоготеатраП. П.Прохоновым. В этой картинеГерман и Лиза показаныкомпози­ торомособеноярко н впечатляюще. В третьем отделении с успехомвыступи­ ли солистывокальногоколлектива Г. Берг- линг, В. Тюрин,А. Зимина, Р. Муратова, В. Упоров и ксилофонистАбзаев; Хочется пожелать способному коллекти­ ву осуществить постановку оперного спек­ такля. Е. КО Р ЗОВА . Редактор музыкального вещания отдела радиоинформации. * Ходработынад отрывком освещался на страницахстеннойгазеты «Вокалист», не­ однократно раздавалась товарищеская кри­ тика со страниц сатирическогоприложения к стеннойгазете. II вот наступил, наконец, долгожданный момент— сдачакомиссии подготовленной работы. Задолго до начала показа отрывка собрались в этот вечер исполнители в До­ ме культуры. Предстоящий» просмотр вол­ новал и вместе с тем вызывал обычное в таких случаях чувство радости. Поэтому атмосфера за кулисамибыла приподнятой иторжественной. Но вот законченыпоследние приготовле­ ния. Все заняли свои места. Раздались звукичудесноймузыки Чайковского. Мед­ ленно раздвигается занавес. Взору присут­ ствующих открывается уголок богатого до­ ма старойграфини. Здесь собрались подру­ га Лизы. Онитанцуют, поютпесни..'.Однако общее веселье не захватывает Лизу,-ко­ торая печальна и грустна. Мрачные пред­ чувствия не дают ейпокоя. Не радует и состоявшаяся помолвка с князем Елец­ ким. Оставшись одна, она плачет. Проник­ новеннозвучат слова известнойарии «От­ куда эти слезы».Неожиданно появляется Герман. Бедныйофицер,полюбившийвнуч­ ку богатойграфини, он понимает, что же­ стокие законы света стоят на путиего глу­ бокого чувства к Лизе.Но любовь сильнее сословных преград аристократического об­ щества, и он пришел объясниться. • Валентин Упоров хорошо раскрываетду­ ховный мир своего героя. Не только его голос, но движения, жестыпередают силь­ ное чувство любви и душевные муки, вла­ деющие Германом. Захватывает в исполне­ нииУпорова арнозо «Прости, небесноесо­ зданье...». Главное, чтоопределяетхарактер отрыв­ ка, это слаженостьвсех его участников, чувство ансамбля. П . Ш АМ И Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz