История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

НА КЛУБНОЙ с ц е н е „ВЕЙ, ВЕТЕРОК!" . Драматический коллектив Мурманского Дома культуры имени С. М. Кирова осуще­ ствил постановку пьесы латышского на­ родного поэтаЯна Райниса «Вей, вете­ рок!», которая была написана им в 1913 году в эмиграции. В ее основу положена народная латышская песнятогоже назва­ ния о беднойсироте и злойковарноймаче­ хе, переработанная Райнисом в обаятель­ ную лирпкодраматическую пьесу. Главноев пьесе — судьба девушки-си­ поты Барбы. Барба живет мечтойо. прек­ расной и счастливой жизни. Она чиста и благородна, ейчужды нравы общества, которое ее окружает. Мечта Барбы оли­ цетворяет собою мечту латышского наро­ да, более семисотлет находившегося под гнетом немецких баронов, твердо веривше­ го в свое прекрасное будущее, в свое сча­ стье. Это счастье латышский народ обрел лишь в многонациональной семье совет­ ского народа. Сюжет пьесы, заключающий в себе большую тему — мечту народа о свобод­ нойродине, прост и понятен. Молодой Улдыс приплывает по бурной Даугавев богатуюусадьбу сватать дочь хозяйки Зану. Но, встретивблагороднуютрудолюби­ вую и непокорную Барбу — приемную дочь хозяйки, решает жениться на ней. Мать п ее родные дочери стараются всеми силами унизить Барбу, опозорить ее, принуждают отказаться от Улдыса,кото­ рого она полюбила. Измученная и оскорбленная девушка-сиротка, сохранив чистоту своей душп, пе склонившись пе­ ред своимижестокими мучителями, бро­ сается в Даугаву. Гибелью она утверждает свою победу, свое право на счастливую прекрасную жизнь. П напрасно торжест­ вуютмать и дочери. Улдыс остается ве­ рен Барбе. Уже сам выбор пьесы «Вей, ветерок!» для постановки свидетельствует о творче­ ском росте самодеятельного коллектива. Его не остановили трудности работы над На снимке: сцена из 3-го действия ке самодеятельного драматического ры имени С . М. Кирова. Барба — науч архива Е. Ипатова. Улдыс — техник ☆ спектакля «Вей, ветерок!» в постанов- коллектива Мурманского Дома культу- ный сотрудник Мурманского областного Мурманского радиоцентра К. Петров. Фото Б . Бирина. ☆ этим произведением, написанным сти­ хами. Для того,чтобыглубже понятьзамысел, воплощенный в замечательном произведе­ нииЯна Райниса, и представить картину быта, нарисованную в нем, участники драматического к ллектива прослушали беседы о жизни п деятельности великого латышского поэта, лекцию по 'истории Латвии,посмотрели кинофильм, посвя­ щенный Райнису. Стремясь правильнее передать нацио­ нальный характер пьесы, самодеятельный коллектив установил связь с Рижским дра- матпческпм театром, который оказал уча­ стникамхудожественной самодеятельности большую помощь,прислав им, в частно­ сти,эскизы костюмов. Кропотливая и вдумчиваяработа была проведена кружковцами по изучению текста— пьеса несколько раз перечиты­ валась, исполнители ролей вникалив смысл каждого слова стиха. В результатетворческий коллектив су­ мел показать полноценныйв художествен­ ном отношении спектакль, который тепло встреченмурманским зрителем. Достоин­ ствопостановки состоит прежде всегов том, что коллектив, возглавляемый худо­ жественным руководителем Н. А. Яковле­ вой, нашелвыразительные средствадля «раскрытия главной идеи спектакля. Не­ смотря на трагическую развязку, весь спектакль проникнут оптимизмом, верой в счастье народа. Участники художественой самодея­ тельности правильно поступили, поставив так спектакль, чтов немне оказалось вто­ ростепенных ролейи незначительных де­ талей. Раскрытию направленности спектакля способствуюттакже музыкальное оформле­ ние (оркестр под управлениемА. Е. Бара­ нова хор, руководимый М. А. Нечай), и хорошо поставленные массовые сцены. Не видно на сценехористов и музыкантов, не указаны в программеимена участников массовых сцен, танцев, но всеэто занима­ ет в спектакле немаловажную роль,пред­ ставляя осповного героя — свободолюби­ выйлатышский народ, которому посвятил все свое творчествоавтор пьесы. Пз участников художественой само­ деятельности, запятых в спектакле,особо­ го внимания заслуживает Е. Ипатова — сотрудница областного архива. Барба в ис­ полнени Е. Ипатовой— этообаятельная гордая девушка, наделенная душевной красотой п благородством. Ипатова умеет передать своей игрой сердечностьи доб­ роту’ Барбы, ее трогательнуюзаботу о та­ ком же обездоленном, как и она сама, па­ стухе Гатыне, ее привязанность к батрач­ ке Орте. В тоже время Барба показана исполни­ тельницей человеком сильной воли, спо­ собной на самоотверженыепоступки. Простыми, выразительными средствами раскрывает Е. Ипатова сложный внут­ ренний мир своей героини. ВотБарба встречается у сломанной ёлки с Гатынем. Он предлагаетейбежать,'но она не может дать ему на это согласия. Зритель видит тяжелые переживания Барбы, которая сначала еще не знает, как ей поступить. Совсемло-иному показываетИпатова Бар­ був тотмомент, когдаона уже приняларе­ шение. Барба, уверенная в своейправоте, спокойно умеет защититьсебя и вступает в неравныйбойсо своимиврагами. Творческой удачи достиг радиотехник К. Петров в роли Улдыса. Просто и убе­ дительно он рисует увлекающегося, поры­ вистого, смелого молодого даугавца.К. Пет­ ров находит нужные жесты и пнтонацшг, характеризующие Улдыса, свободно и непринужденно держитсебя на сцене. Запоминаются в ролях Заны телеграфи­ стка М. Петрова, Анды—учащаяся педучи­ лищаЛ. Корякова, Дыдзнса — слесаре Ф. Каримов. Но не все одинаково хорошо в спек­ такле. Хотелосьбы, чтобыисползштсльшз- ца роли матери бухгалтер. М. Вельская нашла более выразительные средства для того,чтобы показать деспотический ха­ рактер самодурки. В финале спектакля М. Вельская правильно трактует свою роль, но в первомакте ейне удалосьдо­ статочно ярко, раскрыть черты характера коварнойзлоймачехи. Некоторое однообразие чувствуется в игре инженера А. Ардаткина, хотя в це­ лом оннеплохо справился с ролью Гатыня. События, о которых рассказывается в пьесе, волную^ зрителя, и он забывает, что перед ним выступают участники са­ модеятельного коллектива — связисты, слесари, инженер, медсестра, а не профес­ сионалы-артисты. В заключение хочется отметить пре­ красные декорации, сделанные художни­ ком В. Н. Хондажевскпм, и пожелать са­ модеятельному коллективу новыхтворче­ ских успехов. Т. КАМЕНЕВА . . А . ЕРМ ОЛ О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz