История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ До позднего вечера в репетицион­ ных комнатах Дворца культуры имени С. М. Кирова в Мурманске го­ рит свет. Разучиваются роли, соль­ ные партии, танцы, занимается хор— самодеятельные артисты народного музыкально-драматического театра готовят новый спектакль. Они стре­ мятся порадовать мурманчан свои­ ми достижениями в искусстве.., И самодеятельные театры, и уни­ верситеты культуры — все это но­ вые и очень характерные явления нашего времени. Об их высокой ро­ ли в воспитании коммунистически со­ знательных людей говорили многие делегаты X X II съезда КПСС Миллионы простых тружеников ныне не только пользуются всеми бо­ гатствами социалистического искус­ ства и культуры, но и сами все в большей мере становятся активными участниками созидания культурных ценностей. «В условиях перехода к коммуниз­ му, — говорится в новой Программе КПСС, — творческая деятельность во всех областях культуры становит­ ся особенно плодотворной и доступ­ ной для всех членов общества». Са­ модеятельные театры создаются не решением, участники коллектива са­ ми серьезной, творческой работой завоевывают право носить это по­ четное, ответственное^ звание. При­ мером этого является народный те­ атр Мурманска. С коллективом театра мурманские зрители знакомы уже давно. Собы­ тиями культурной жизни были спек­ такли драматического коллектива дворца: «Вей, ветерок!» Я. Райниса, «Овечий источник» Лопе де Вега, по­ казанный также и в Москве, «Юность отцов» Б. Горбатова и дру­ гие. Интересными были постановки отрывков из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Паяцы» Р. Леонковалло, А несколько позже была поставле­ на первая оперетта «Вольный ветер» И. Дунаевского. После этого парал­ лельно стали готовиться и драмати­ ческие, и музыкальные спектакли. И теперь трудно определить при­ надлежность участников к тому или иному коллективу. Самодеятельные НАШЕЙ ЖИЗНИ артисты драматического коллектива учатся петь и танцевать, участвуют в музыкальных спектаклях, а соли­ сты учатся драматическому мастер­ ству и занимаются хореографией в танцевальном коллективе. Все они фактически составляют один большой самодеятельный твор­ ческий коллектив, который ведет многостороннюю культурную работу в Мурманске и в области. Солистов театра знают рыбаки-колхозники Мурманского побережья. Выступали они и перед моряками на промысле в море. Исполнительское мастерство их поднялось настолько, что рыбаки Северной Норвегии, перед которыми выступали наши самодеятельные ар­ тисты, никак не хотели поверить, что к ним приехали непрофессиональ­ ные артисты. Успех пришел не сам собой. П о­ требовалось немало времени для то­ го, чтобы сплотить всех участников в один большой коллектив, привить им навыки актерского и вокального мастерства, научить любить искусст­ во и понимать его дысокне задачи в воспитании людей. Многие годы работают в театре учительница И. Пашкина, журна­ лист М. Дубницкий, медсестра 3. Малькова, крановщик Ю« Кузне­ цов, инженер Н . Исакин и другие. Некоторые, получив хорошую под­ готовку на самодеятельной сцене Дворца культуры, стали профессио­ нальными артистами: окончили те­ атральные училища Белла Мень и Ирина Вознесенская, заканчивает факультет оперетты театрального института Нина Пашеннеза, Виктор Охремчук и Лилия Зрштадт поют в ансамбле каспийских рыбаков «Мо­ ряна», Михаил Новиков — в Госу­ дарственном Северном хоре. Каждый участник рассказывает о том многом хорошем, что он полу­ чает в коллективе театра, о своем культурном росте и заинтересован­ ности, и никто не жалуется на уста­ лости на большую занятость* Василий Михайлов, электросвар­ щик рыбного порта, ударник комму­ нистического труда — старейший член хорового коллектива. Он уверя­ ет, что занятия в коллективе театра полезны и для работы — они при­ бавляют бодрости. Бетонщик Тимофей Котов — со­ лист музыкального театра. Он f успе­ вает хорошо работать на производст­ ве, учится одновременно в девятом классе вечерней школы и в заочном строительном техникуме. Он говорит, что ценит свою занятость и успевает делать все. Разве это не является свидетельст­ вом всестороннего развития советско­ го человека, которому такое огромное внимание уделено в новой Програм­ ме партии?. Основная задача форми­ рования человека нового коммунисти­ ческого общества — его всестороннее, гармоническое развитие. Отрадно, что члены коллектива не считают участие в работе театра про­ сто «культурным проведением досу­ га». С первых же дней коллектив пра­ вильно понял и определил свою зада­ чу — профессионально решать серь­ езные творческие проблемы. Помимо' репетиций, самодеятель­ ные артисты регулярно посещают концерты, спектакли профессиональ­ ных театров, занятия университета культуры. Бывают встречи с такими мастерами, как народный артист СССР М. Д. Михайлов. Хорошо помогает режиссер Мо­ сковского театра оперетты Анна Фе­ доровна Гедройц. Под ее руководст­ вом ставилась оперетта «Вольный ве­ тер», которая очень понравилась зри­ телям. При ее активном участии на днях поставлена новая оперетта «На4 нашем берегу» М. Блантера. Успехи театра говорят о том, что преобразование самодеятельных кол­ лективов Дворца в народный телтр вполне закономерно и оправдано. Hq сейчар хочется говорить не только об успехах, но и о задачах, еще не решенных театром. В Программе КПСС говорится о дальнейшем развитии художествен­ ной самодеятель­ ности. А народные театры являются высшей формой художествен н о й самодеятел ь н о- сти, и перед ними сейчас ставятся задачи еще более значительные, чем раньше. Вместе с профессиональными теат­ рами народные театры, а их в стра­ не сейчас больше, чем профессио­ нальных, призваны воспитывать в советском человеке качества строите­ ля нового мира, служить делу худо­ жественного и нравственного разви­ тия людей. Чтобы справиться с новыми боль­ шими задачами, коллективу нашего народного театра необходимо пра­ вильно организовать свою работу. Особого внимания требуют вопро­ сы воспитания. Большая ответственность в этом деле ложится на- руководителей кол­ лектива. Руководитель самодеятель­ ного народного театра должен быть прежде всего педагогом, строгим и чутким воспитателем. Ведь руководитель самодеятельно­ го театра имеет дело с людьми раз­ личного уровня образования и куль­ туры, жизненного опыта, Они по- разному относятся и к искусству. Причем в театре постоянный при­ ток новых людей, и с ними надо ве­ сти воспитательную работу. Опыт такого рода уже имеется. Но за последнее время воспитатель­ ная работа в театре несколько запу­ щена. Обыкновенным явлением стали опоздания на репетиции. Есть слу­ чаи пьянки, зазнайства некоторых солистов, что совершенно не совме­ стимо с почетным званием самодея­ тельного артиста. Редко выходит стенгазета. Дневник ведется равно­ душно, сухо. Такое положение объясняется в какой-то мере тем, что в драмати­ ческом коллективе, например, нет постоянного руководителя, спектак­ ли готовятся в спешке. . А спешка в работе мешает«решать и задачу вос­ питания в каждом исполнителе акте­ ра. имеющего профессиональную подготовку. Одних рецепций для профессии нальной подготовки исполнителейне­ достаточно. Параллельно следует вводить специальные занятия по ак­ терскому мастерству, вокалу, бале­ ту, технике речи и т. д. Мало еще уделяется внимания вос­ питанию у исполнителей творческо­ го отношения к своей актерской ра­ боте. Большинство их только выпол­ няет волю режиссера (профессиона­ ла), не стремясь осмыслить до кон­ ца свою роль. Опыт многих народных театров страны показывает, что пробуждать у исполнителей самостоятельность лучше всего анализом пьесы и ро­ лей. Эют опыт следовало бы пере­ нять и нашему театру. У театра была удачная попытка творческой работы коллектива. Опе­ ретта «Белая акация» поставлена не профессионалом-режиссером, а ре­ жиссерским советом из участников (Дубницкого, Афанасьевой, Кремин- ского. Кузнецова и других). Значит, могут быть не только самодеятель­ ные артисты, но и самодеятельные режиссеры. Народный театр должен быть по- настоящему самодеятельным. Наря­ ду с актерами, режиссерами коллек­ тив должен воспитывать самодея­ тельных постановщиков, осветите­ лей, гримеров, костюмеров, вплоть до администраторов. Народный театр нуждается еще в большой помощи со стороны адми­ нистрации Дворца культуры #и про­ фессионального театра. Актеры об­ ластного драмтеатра должны стать друзьями, активными и заинтересо­ ванными помощниками самодеятель­ ного театра. Время и жизнь требуют объеди­ ненных усилий профессионального и самодеятельных театров в большом и важном деле воспитания, о чем убедительно говорится в документах XX II съезда КПСС. Т. КАМЕНЕВА. Член внештатного отдела «Ли­ тература и искусство» редак­ ции «Полярной правды». п е л я р и а я П Р А В Д А СТР 3 18 ноября 1961 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz