История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

D НАЧАЛЕ была книга. В 1970 году в Мурман­ ском издательстве вышла повесть «Торопись успеть». Автор ее — североморец Ле­ онид Крейн, в прошлом — офицер-подводник, ныне — флотский журналист. Немного времени спустя драматический театр Крас­ нознаменного Север н о г о флота направил к автору своего полпреда — заслу­ женного артиста РСФСР С. С. Садикова. Так Леонид Крейн стал драматургом. И началась работа театра над пьесой, закончившаяся почта через два года. Итак — спектакль по пьесе Леонида Крейна «То­ ропись успеть». Режиссер — заслуженный деятель ис­ кусств Казахской ССР А. Л. Мадиевский, главный режис­ сер театра Краснознаменно­ го Северного флота. Худож­ ник — дипломант Ленин­ градского института театра, музыки и кинематографии М. Ю. Веревочкнн. Компози­ тор — североморец В. В. Гостннский... Н а ч и н а л а с ь в ся э т а и с т о р и я л е г к о и п р о ст о . Р ы с и н то гд а о ч е н ь т о р о п и л с я — ф л о т с к о й г а з е т е ср о ч н о бы л н уж ен о ч е р к о с т а рш и н о -п о д в о д н и и с . П о л ож и те л ь н ы й гер о й бы л на* л и ц о — А р т у р Л и е п и н ьш . к а н ­ д и д а т в ч л е н ы КПСС. о т л и ч ­ н и к б о ев о й и п о л и ти ч е с к о й п о д г о т о в к и . Но п о л о ж и т е л ь ­ н ы й гер о й , п о ч у в с т в о в а в п р о ­ ф е с с и о н а л ь н о - р а в н о д уш н ы й , з а д а н н ы й н а с т р о й Ры с и н а , в з б у н т о в а л с я : н е ж е л а я с т а ­ н о в и т ь с я о ч е р е д н ы м г а з е т н ы м п о р т р е т о м п е р е д о в и к а , о т п о л и ­ р о в а н н ы м , к а к т р е х с т в о р ч а т ы й ш к а ф . Л и е п и н ьш и з к аж д о го в о п р о с а ж у р н а л и с т а д ел ал п р о б л ем у , в т я г и в а л е г о в сп о р , з а с т а в л я л з а щ и ш а т ь с я . «Что вы с е й ч а с ч и т аете?» — «Л еск о ­ ва. С ей ч ас — Л е с к о в а » . — «По­ ч ем у им е н н о Л еско в а?» — «А в ам — что? — х о т е л о с ь , чтобы я н а з в а л О стро вского?' и ли Ч е р ­ н ыш е в с к о го ? Ах. с п а т ь на г в о з д я х — эт о т а к о е г е р о й с т ­ во!.. Я ж е п о н и м аю , вам н у ­ ж ен р ы ц а р ь п о д в о д ны х г л у ­ бин , б ез с т р а х а и у п р е к а » . Р ы ­ син с п р а ш и в а е т о вы п о л н е ­ нии с о ц о б я з а т е л ь с т в , а в о т ­ в е т с л ы ш и т ; «Мы оба комм у- н и сты ^ . Т а к о б ъ я с н и т е , п о ч е­ м у мы д о л ж н ы в п и с ы в а т ь в о б я з а т е л ь с т в а — « ж и т ь по м о р а л ь н о м у к о д е к су » ? Р а з в е в У ст ав е п а р т и и э т о н е з а п и с а ­ но? А У ст ав мы д о л ж н ы в ы ­ п о лн я ть!» ... О чередн ой в о п р о с — и в н о в ь Л и е п и н ьш н а п а ­ д а е т : н а э т о т р а з он в о з м ущ а ­ е т с я х а м с к и м « т ы к а н ь е м » при о б р ащ е н и и к п о д ч и н е н н ы м .- В итоге — очерк не полу­ чился. а появилась статья «Парадоксы любопы т н о й личности*, где Рысин пыта­ ется закончить спор с Лие- диныпем. ушедшим в море. И вот о н с т о и т один , ж у р н а ­ л и с т В и к то р Р ы с и н . н а е д и ­ н е с о с в о им и м ы с л ям и , с о с в о ­ ей с о в е с т ью . Он п р и е х а л сю ­ д а, н а б а з у п о д в о д ны х л о д о к . ч т о б ы и с п р а в и т ь н е и с п р а в и ­ мое. чтобы , н а к о н е ц , сп о к о й н о р а з о б р а т ь с я в «объекте»* своей с к о р о с п е л о й с т а т ь и . Но « о б ъ ­ е к т а » н ет . С т а рш и н а 1-й ст а т ь и А ртур Г ер б ер то в и ч Л и е п и н ьш г е р о й с к и п о ги б в д а л ь н е м п о ­ ход е. А р т и с т Ю. А. Ч у п р и н о в то ч н о п е р е д а е т с м я т е н и е , о х в а ­ т и вш е е Р ы с и н а , и п о с л е д ующ е е з а э т и м н е л е гк о е , м у ж е с т в е н ­ н о е р еш е н и е — о с т а т ь с я и все- т а к и н а й т и п р а в д у — п р еж д е в с е го д л я с е б я . На этом , и с о ­ ж а л е н и ю , Р ы с и н к а к х а р а к т е р , к а к о б р а з д л я з р и т е л я к о н ч а ­ е т с я : д а л ь н е й ш е е его п р и с у т ­ с т в и е н а с ц е н е — н е б о л ее к а к сю ж е т н ы й х о д , а к т е р я в н о з а ­ д ы х а е т с я б е з т е к с т а , б е з р а з ­ в и ти я — а ведь, п р о ж и в в м е ­ ст е с э к и п а ж е м ж и з н ь Лие- п и н ьш а за н о в о , он , Р ы с и н . н е м о г не в о зм у ж а т ь . Постепенно из рассказов сослуживцев Лиепиныпа, ко­ торые выслушивает Рысин, кз эпизодов-воспоминаний, разыгрываемых на ограни­ ченной двумя щитами пло­ щадке, легко превращаю­ щейся то в отсек лодки, то в каюту замполита, то в пу­ стую комнату, только что полученную молодым офице­ ром, где из мебели — лишь чемодан да раскладушка, — постепенно, штрих за штри­ хом, воссоздается подлин­ ный Артур Лиепиньш. Личностью действительно любопытной, сложной и уди­ вительно цельной предстает Артур в исполнении артиста А. В. Агафонова, заставля­ ющего героев пьесы — и нас. естественно. — по-но­ вому оценивать обычные на первый взгляд явления. Лиепнньша звали на лод­ ке «железным Артуром» — за настойчивость и несгиба­ емость, за требовательность к себе н друпім — но преж­ де всего к себе, за нетерпи­ мость к любой, пусть малей­ шей, фальши. Его «желез- ность» оборачивается порой юношеским максимализмом — честным, от сердца, по­ рой — жестоким недовери­ ем к оступившемуся хотя бы ра з (как случилось, на­ пример, с матросом Лубея- цом). Артур горит сам — н не признает иного ни для се­ бя. ни для других. Сильная личность? — Да. Сверхчеловек? — Нет! И чем дольше мы вглядываем­ ся в других героев, тем боль­ ше видим, как много у них общего с Лиепинынем — та же высокая требователь­ ность к себе, та же нетерпи­ мость к ходульности и тра­ фаретам, та же преданность делу, объединяющему всех их. матросов и офицеров, при всей разнице в званиях и характерах, в одно целое — экипаж подводной лодки. Умен, чуть ироничен и чрезвычайно импоза н т е н (простите за красивое сло­ во) капитан 2-го ранга Ма- занов. Заслуженный артист РСФСР А. Ф. Найчук соз­ дает образ воистину настоя­ щего флотского офицера, со­ временного командира. Под стать командиру и его замполит Порошин — прин­ ципиальный, требователь­ ный. интеллигентный, уме­ ющий не торопиться с оцен­ кой человека — настоя­ щий комиссар, как называет его Мазанов. Заслуженный артист РСФСР С. С. Сади­ ков играет Порошнна сдер­ жанно. и оттого образ стано­ вится очень достоверным, убедительным (исключение, пожалуіі, составляет теле­ фонный звонок Порошнна адмиралу с просьбой найти управу на зарвавшихся ин­ тендантов — капитана и мич­ мана. Но это уже недоста­ ток пьесы К Этих трех героев — Лне- пиньша. Мазанова н Поро­ шнна — мы видим наиболее полно в самом напряженном эпизоде — пожара на лод­ ке. Горит пятый отсек, лод­ ке грозит гибель. Там, в от­ секе, задыхается Артур. Мы слышим его последние слова — Артур до конца остался верен себе. И тогда, усилен­ ный корабельным динамн- ком, звучит голос команди­ ра: «Олег Алексеевич?!» Это Мазанов обращается к сво­ ему замполиту. Чтобы спа­ сти лодку, необходимо не­ медленно загерметизировать горящий отсек. Мазанов уже принял решение, н весь эки­ паж понимает: да, это един­ ственный выход. Но там, в отсеке, Лиепиньш, может, еще живой, даже наверняка живой. И потому дрогнул го­ лос Мазанова, потому он ищет у Порошнна понима­ ния. поддержки, просто че­ ловеческой: «Олег Алексе­ евич?!» И в ответное «Да, командир. Да!» С. С. Сади­ ков вкладывает очень много: скорбь, осознание необходи­ мости, и твердость и готов­ ность разделить с ним горе и ответственность... Лиепиньшское отношение к делу, требовательность к себе проявляются и у инже- нера-лейтенанта Демина. Ар­ тист В. В. Васильев играет его мягко, интересно. И все же. честно гозоря, этому об­ разу недостает красок — уж больно примелькавший­ ся литгерой: молодой лейте­ нант, у которого все не по­ лучается, в том числе н сча­ стливая семья, становится старшим лейтенантом, у ко­ торого получается все, в том числе и счастливая семья. Беспощадность в оценке самого себя, мужество (ибо это мужество — рассказы­ вать о себе без прикрас н жалостливости) роднят с Ли- епиныпем и его, казалось бы, антипода — матроса Лу- бенца. Роль эта — удач­ ная актерская работа В. В. Филонова. Его Лубенец — объемен. жизнен, много­ гранен. Да. он. что называ­ ется. «обычный парень», он не прочь «посачковать», ему непонятна и не под силу вы­ сокая жизненная программа Лиепиныпа, но он мучается сознанием, что это ему не дано, страдает от недоверия Артура, от своей совестливо­ сти. В спектакле есть такая сцена. Через несколько дней после суда «по делу об из­ биении старшиной 1-й статьи А. Лиепиныпем матроса С. Лубенца» пострадавший заходит к сослуживцам. На­ ступает тишина, все отвора­ чиваются от него. Лубенец чуть ли не искательно смот­ рит на каждого — ну, пого­ ворите со мной, мы вместе служим, мы с одного экипа­ жа, — а потом резко пово­ рачивается и убегает. Во всей этой сцене В. В. Фило­ нов не произносит ни одного слова — но зритель видит, как тяжело Лубенцу. Так от эпизода к эпизоду формируется идея всего спектакля. Параллельно, так сказать, в чистом виде, ее доносят до зрителя (иногда уж слишком прямолинейно) песни-зонги Ведущего (ар­ тист И. Г. Москалеэский) — песни-размышления о на­ значении человека, о его ответственности за Землю и Жизнь... Этой же цели подчинены и очень выразительные по графике массовые сцені»*- символы на фоне тревожно перечерченного неба — в на­ чале спектакля, когда зри­ тель узнает о гибели Арту­ ра, и в заключение, когда товарищи Лиепиныпа голо­ суют за прием его в пар­ тию... По с в о е м у с о д е р ж а н ию , п о и д е й н о -х у д ож е с т в е н н о й н а п ­ р а в л е н н о с т и с п е к т а к л ь э т о т п о -н а с т о ящ е м у с о в р е м е н е н . Он с л о ж е н — н о с л о ж н а н аш а э п о х а . Т о л ь к о н е з н а ю щ и е и ли н е ж е л а ю щ и е э т о го з н а т ь м огут п р е д с т а в л я т ь с е б е ж и з н ь со­ в р е м е н н о г о ф л о т а п о л у б о ч ­ н ы м и а р т и н к а м р а з в е с е л о й м а т р о с с к о й ж и з н и (т а н е ц «Яб­ л о ч к о » , п е р е т я г и в а н и е к а н а т а , с т р о г и е и в с е г д а п р а в ы е о т цы - к ом ам д и оы , д о б р о д уш н о -в о р ч ­ л и в ы й б о ц м а н и ш у т н и к и -м а т ­ р о сы ). П о эт ом у т а к н е в я ж е т ­ с я с о бщ им н а с т р о е м с п е к т а к ­ л я ш т а м п о в а н н а я о п е р е т о ч н а я с ц е н а « о т ды х м о р я к о в » : з д е с ь в с е т о ж е о б я з а т е л ь н о е «Яб­ л о ч к о » и « н аш а лю б и м а я » п е с ­ н я с л и х и м и с л о в а м и (« р у б аем и ом п о т» . « м ы в о т с е к а х с и л ь ­ ны е. к а к боги!»), и в н е з а п н о п о я в и в ш и й с я о т е ч е с к и н а с т р о ­ е н н ы й к о м а н д и р (« о тды х ай те, п о й т е, я п о сл уш аю » ), и по т р а ­ ф а р е т у и з г о т о в л е н н ы й т е м п е ­ р а м е н т н ы й м а т р о с А н т ад зе (о б я з а т е л ь н ы й т е а т р а л ь н о - г р у ­ з и н с к и й а к ц е н т , о б я з а т е л ь н а я с с ы л к а н а м у д р о с т ь л е д а : «а м ой д э д г о в а р и в а л » ). Эта р а з - в е с е л о с т ь . р а с с ч и т а н н а я н а « о ж и в л е н и е и с м е х в за л е » , з д е с ь я в н о н и к чем у... Прошла премьера. Спек­ такль зажил своей жизнью, пошел к зрителю —- и преж­ де всего к лиепиньшам и их товарищам, тем самым два­ дцатая етннм, которым стра­ на поручила охранять Родн- ну* А. ТИМОФЕЕВ. Т О Р О П И С Ь У С П Е Т Ь —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz