История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

П Р Е М Ь Е Р А Ф Л О Т С К О Г О Т Е А Т Р А Человек уходит все даль­ ше к дальше. Вслед ему зву­ чит мелодия. А я думаю о нем, Викторе, человеке ду­ шевном, прошедшем Вели­ кую Отечественную войну, у которого под шинелью бьет­ ся горячее сердце. Я не знаю, ходил ли он в атаку, и так ли мужественно бил вра­ гов, как это делали 5ізвест- ные нам герои войны. Не знаю, потому что в пьесе Л. Зорина этого нет. И все- таки я верю, что Виктор ле­ жал в сыром окопе, ходил в атаку, встречался со смертью. Верю, потому что и в апгрные дни в и ж у его одержимым, горячим, вижу, как чиста и сильна его пер- Вот он утешает сзою любимую Гелю: — Я знаю, что ты нужна и нужна. Что же я еще дол­ жен знать? Разве этого .ма­ ло? Я просыпаюсь, чтобы те-, бя увидеть. Услышать твой голос... Я знаю, что никогда с тобой не соскучусь, не за­ хочу от тебя отдохнуть. То, что ты есть, всему придает смысл и вносит жизнь ре­ шительно во всё. Его слова идут от сердца, в них нет фальши, и веришь, что случись какая беда, — Виктор сумеет защитить свою любовь. Но вот. он сно­ ва приходит к девушке. Ему весело. Он говорит- Геле о том, что ему хочется, чтобы его скорее называли пан- млоды. По-польски это зна­ чит новобрачный. Но в гла­ зах Гели горе. Что же •слу­ чилось? Геля. Издан новый закон. Виктор. И что же' он ут­ верждает? Геля. Он воспрещает. Бра­ ки с иностранцами... Этот момент в спектакле кульминационный, и зри­ тель, затаив дыхание, с не­ терпением ждет, как же сло­ жатся дальше судьбы героев спектакля. Мне пришлось прочесть немало рецензий в газетах и журналах, авторы которых по-разному трактуют тему пьесы, ее идейную направ­ ленность. Одни утверждают, что, мол, Виктор спасовал перед законом и не смог от­ стоять свою любовь. Таким рецензентам незольно хочет­ ся задать вопрос: а что мог сделать Виктор, если издан закон, запрещающий брак с иностранцами? Преступить закон? Другие удивляются, что парень, говоря языком военным, предал девушку. Геля просит Виктора приду­ мать что-нибудь. Виктор обещает, но так ничего и не придумал. Что ж, зидимо, это хорошо, что автор заставляет зрите­ лей думать над разрешени­ ем конфликта. Виктор у Л. Зорина — фронтовик, фигура вначале крупная, цельная. Виктор не мог перешагнуть закон, ведь он — сын своего Отечества, и свою любозь, какой бы сильной она ни была, он не мог поставить выше госу­ дарственных интересов. И если сейчас нам хотят вну­ шить мысль, что такой за­ кон н енуж ен , значит, его отвергла сама жизнь, и ху­ дожник вправе доказать это силой своего художественно­ го таланта. И он доказывает. Свое мастерстзо драматур­ га Л. Зорин сосредоточил на психологическом раскрытии характеров, а это и есть главная задача художника. Нет, нельзя спокойно смот­ реть эту лирическую траге­ дию в исполнении артистов театра Краснознаменного Се­ верного флота-., (постановка режиссера Г. Эрнеста). Она по-настоящему, волнует, и хотя на сцене мы видим лишь двух актеров, напря­ жение спектакля, интерес к нему ничуть не ослабевают. Удачен подбор- актеров на эти две роли. Роль Виктора поручена Сергею Садикову,- артисту своеобразному, инте­ ресному. Это всегда новый, чуточку загадочный и тем­ пераментный актер. Вот Виктор впервые зна­ комится с Гелей в большом зале консерватории. Мы сра- .зу испытываем симпатию к этому парню: что-то необыч­ ное, есть в его лице, взволно­ ванно светятся его,; глаза. Виктор с виду. • бравый, он даже не прочь поострить, по­ шутить. Но вот он ‘ просит девушку прийти на свидание, и замечаешь в нем некото­ рую робость... . . • , Но дальше. В ч к і о р , стано­ вится другим, он как бы из­ меняет сам себе. Что же сде­ лало Виктора таким — чело­ веком себе чужим?' Любовь к польке? Нет, любовь вы­ звала в нем нозый ’ прилив сил. Не случайно же всю ночь он разгружает вагоны, чтобы собрать денег и ку­ пить Геле туфли. А принес их девушке — это случилось под Нозый год — и тут же уснул (вряд ли стоило авто­ ру акцентировать на этом свое внимание: ох, как до­ рого обходится Виктору лю­ бовь, ох, как обидно, что под -£овый год они не попали на вечер к знакомым Гели! Это штамп, довольно часто, в ря­ ду «неожиданных» сюжет­ ных ходов, появляющийся в произведениях литератуоы и искусства). Так в чем же де­ ло, кто виноват? Невольно возникает во­ прос: если Виктор так горя­ чо любил Гелю, то почему же он, не исправил свою ошибку,- когда был в Вар­ шаве? Наконец, почему по воле автора, оставшись без жены, (она ушла от него), он при встрече со своей первой любовью не стремится остаться с Гелей? Ведь в 47-см году он чуть ли не. по­ шел против, закона, а теперь роняет в оправдание вялую фразу: «Человек не всегда волен в своих- поступках». Прошло много лет. Время проверяет . человека: 'одни проносят свое чистое силь­ ное • чувствод через всю жизнь, другие сдаются об­ стоятельствам. Эта мысль крепнет, когда видишь на сцене заслужен­ ную артистку Сезеро-Осе- тинской АССР Марину Гав­ рилову в роли Гели. Артист­ ка не сразу раскрывает зри­ телей характер своей', герои­ ни. ‘ .В отношениях с Викто­ ром Геля сдержанна, хотя блеск. глаз да порой ти- ,хий, срывающийся голос •выдают ее любовь . к это­ му по-русски душевному "парню. Геля •— умная, тро­ гательная, и хотя внешне она. сдержаіша, веришь, что такая девушка может, полю- '.бйть на всю жизнь. • И вот что-интересно.. Если в спектакле «Гроссмейстер­ ский балл» Марина Гаврилова играет женщйнунмать. (кста­ ти,, на наш взгляд, роль ей очень удалась), то здесь она уже совершенно иная, нашла новые психологические пути для создания обаятельного образа Гели] В ней всё свое­ образно: голос нежный, лас­ ковый. И жесты, и мимика, и движения, и осторожность, с какой она обнимает Викто­ ра, — все это выражение ду­ шевной красоты героини, которую раскрывает актри­ са. Геля серьезна. И у нее щедрое сердце, ей хочется все отдать другому, чтобы он был красивее, лучше. Де­ вушка умеет владеть собой а трудные минуты. А ей бьіло нелегко, потому что уже тог­ да она гюлюбила Виктора. И если он с годами теряет ве­ ру в свою любовь, становит­ ся черствее, то она, Геля, верна сзоему первому боль­ шому чувству. При встрече в Москве, кодда она назсеіща прощается с Виктором, де­ вушка переживает трагиче­ ские минуты. Но Геля-Мари- на не теряет самообладания, она даже просит Виктора позвонить ей в отель «Вар­ шава», просит спокойно, хо­ тя чувствуешь, что ей в эту минуту очень тяжело. Вик­ тор обещает позвонить, но зрителю ясно, что звонка не будет. Потому что она для него теперь — эхо далекой юности. Теперь он не «Ви­ тек», а деловой человек, док­ тор наук. Улица. Ярко горят огни. Виктор уходит от настоящей любви. Мы слышим его чуть измененный голос: — ...Завтра отчаянно труд ный день. Отчаянно труд­ ный. Каждый свободного чем, хорошо, тает. Если раз хорошо. И мы понимаем: этот че­ ловек сам лишил себя счастья. Ал. ЗОЛОТОТРУБОВ. * * * НА СНИМКЕ: сцена' из спектакля театра Красно­ знаменного Северного флота. В роли Виктора — артист Сергей Садиков, в роли Ге­ ли — заслуженная артистка Северо-Осетинской АССР Марина Гаврилова. Фото Н. Шинкарева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz