История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

РЕІШРТУАРЕ каждого театра * есть спектакли, позволяющие судить о почерке і коллектива. Среди спектаклей, идущих сейчас на сцене театра Краснознаменно­ го Северного флота, есть та­ кой, о котором хочется пого­ ворить сегодня Это постанов­ ка по пьеСс А. и П. Тур «Чрезвычайный посол». Со­ бытия. которые разворачива-. ются в пьесе, охватывают большой временной период. Перед нами предстают годы революции, гражданской вой­ ны, предвоенный период и го­ ды борьбы с фашизмом. В центре событий судьба Елены Кольцовой. Прообра­ зом ее явилась известная ре­ волюционерка М. Коллоитай. Исполнительница роли Коль­ цовой точно раскрывает образ. Беззаветная преданность рево­ люции, верность партийному делу — вот что проносит ар­ тистка В. Бояринцева через весь спектакль. Именно этим определяются поступки герои­ ни, где бы она ни была, будь то революционный Петроград, маленький полустанок, зате­ рявшийся в степи, или при­ емная короля. Актриса дает образ в разви­ тии. В каждой сцене мы от­ крываем для себя что-то но­ вое, интересное в характере Кольцовой. В сцене разгово­ ра с Владимиром Ильнчем Лениным видим, как горько ей слушать справедливое за­ мечание. Но в то же время мы с интересом следим, как ге­ роиня пытается разобраться в своих ошибках. Бояринцева, обладая мяг­ ким природным юмором, очень удачно использует его яри раскрытии образа.. Так, во время- беседы с королем Коль-' цова-Боярйнцёва ъ критиче­ ский момент остроумной шут-ѵ кой разряжает атмосферу. И делает это непринужденно, мягко, с такой подкупающей улыбкой, что король не только нарушает закон церемониала, но и отменяет свое решение о высылке Кольцовой из страны. В сценах с Андреем Кольцо­ ва раскрывается как человек, глубоко любящий и тоскую­ щий. Она всем сердцем стре­ мится к Андрею. Мы видим, как борется Елена сама с со­ бой, мы чувствуем горький ко­ мок, который стоит у нее в горле. Большим усилием воли К-ольцова-Бояринцева застав­ ляет себя ровным, спокойным голосом отказаться от встре­ чи. Какую-то секунду стоят она усталая, беспомощная... Но раздается звонок в прием­ ной и, стряхнув оцепенение, дипломат быстрым шагом идет к столу. Снова мы видим во­ левого, целустремленного че­ ловека, решающего государст­ венные дела. В сценах, связанных с по­ сольской деятельностью Коль­ цовой, артистка Бояринцева показывает умение героини предсказать ход событий. Встречи с Хельмером — это поединок не только двух ди- *пломатов. Это ѵ борьба двух миров, где победа в конечном итоге остается за Кольцовой. Но борьба эта' сложна и опас­ на, требует большого напря­ жения. Зритель внимательно следит, как Кольцова-Боярин­ цева мучительно ищет выход из западни, которую поставил Хельмер. Вдруг ее лицо свет­ леет и, наконец, озаряется счастливой улыбкой. Да, выход найден! А сколь­ ко выдержки и усилий надо приложить, чтобы помешать вступлению в войну против Советского Союза нейтрально­ го государства, где послом Кольцова, или добиться разо­ ружения 15 немецких дивизий. Кольцова в изображении Бояринцевой — глубоко убеж­ денный в своей правоте чело­ век. И эта убежденность по­ могает ей идти к своей цели. Среди образов, которые про­ ходят перед зрителем, запоми­ нается король в исполнении засл. арт. республики К. Ли­ патова. Его король немного чудаковатый. Ои нумизмат, обожает вышивать крестом и вообще он напоминает скорее добродушного старичка, не­ жели короля. С улыбкой мы смотрим, как король-Липатов ведет беседу с новым послом. Вот ои осматривается но сто­ ронам, ка* - бы недоуменно спрашивая: ; ' — Как же быть? .Когда-то удалил из страны Кольцову, а теперь принимать приходит­ ся. И от его взгляда веет такой детской беспомощностью, что невольно улыбаешься и дума­ ешь:* какой же это король?- А вот король ведет разговор о вышивании. Он так непод­ дельно радуется похвалам Кольцовой, что заражает сво­ ей радостью весь зрительный зал. Короля К. Липатов играет с большим чувством юмора, по­ зволяющим нанять, насколько эта фигура несовершенна. Узнав, что по закону нельзя наградить советского посла, он переживает и чуть не пла­ чет. Интересен в роли Чумако­ ва. артист С. Садиков. Чума­ ков смертельно ненавидит вра­ гов революции. И артист Са­ диков подчеркивает это гсри раскрытии образа. Особенно удачно решена сцена с Бор­ гом. Мы чувствуем, как под учтивой улыбкой Чумакова’ кипит ненависть к сытому, са- • . . ..ч модовольному советнику. В том, как говорит. Чумаков-Са- дйков, в его. жестах угадывает­ ся страстное желание балтий­ ского моряка высказаться от души, держа в руках не цн-. линдр, а маузер. В спектакле много действую­ щих лиц, которые мало нахо­ дятся на сценеі Но актеры сумели так интересно оживить эти образы, что зритель на­ долго запоминает Андрея Се­ дых (арт. В. Поляков), дис­ петчера (засл. арт. республи­ ки С. Аханов), Кристину, (заел арт. республики В. За- тепякина). Спектакль получился инте­ ресным. Большая заслуга в этом режиссера Г. Эрнста. Хорошее впечатление остав­ ляет оформление спектакля, выполненное художником В. Рыбиным. Особенно эф­ фектно сделан светящийся го-* род. И все же ряд оплошностей снижает художественную ценность некоторых эпизодов спектакля. Например, ряд сцен из воспоминаний Кольцо­ вой проходит где-то там, в глубине сцены, и “многое от этого теряется. В сценах; ког­ да продавцы газет сообщают новости, музыка забивает го­ лоса актеров, нечетко отрабо­ таны световые эффекты,' дела­ ются длинные паузы между эпизодами, а от этого нару­ шается ритм действия. И, тем не менее, не-изменяется общее впечатление о спектакле. Театр вместе со зрителем прочитал еще одну страницу из истории нашего государст­ ва. Он принес в зал дыхание революции, показал людей, твооияпіих историю. А. СЕВЕРОВ. Е щ е о д н а с т р а н и ц а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz