История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

М Ш И М А В Ш •М Свой новый спектакль «Чрезвычайный посол» (по пьесе Ариадны и Петра Тур) театр Краснознаменного Се­ верного флота посвящает 50-летню Советской власти постановщик — Г. А. Эрнст). Героиня пьесы — первая в мире женщина-дип­ ломат Елена Николаевна {ольцова, посланница Стра­ ны Советов, прообразом ко­ торой явилась отважная большевичка, сподвижница великого Ленина Александ­ ра Михайловна Коллонтай. Спектакль «Чрезвычай­ ный посол» в театре Север­ ного флота рассказывает не просто о судьбе этой выда­ ющейся женщины, но и о трудном начале пути толь­ ко что образованного Совет­ ского государства, и о том, как оно с первых же лет сво­ его существования застави­ ло считаться с собой прави­ тельства соседних капитали­ стических стран. Артистка В. Г. Бояринце­ ва, исполняющая роль Кольцовой, сумела раскрыть незаурядность своей герои­ ни, показать ее силу и му­ жество. И что очень сущест­ венно, ее героиня удиви­ тельно женственна и обая­ тельна. А именно в этом ре­ волюционеркам на сцене и экране еще недавно при­ нято было отказывать. Энергичная, решительная, среде революционных матросов она — своя и в то же время совсем иная, от­ личная от них, особенная. Несмотря на молодость, в ее отношении к товарищам проглядывает что-то мате­ ринское. Она и гневается на них как-то по-своему, как гневается мать на неразум­ ных детей, одновременно и негодуя, и любуясь ими. Хороша сцена разговора Елены по телефону с Влади­ миром Ильнчем. Полушут­ ливый вопрос: «Часто ли вы смотрите на звезды? — сна­ чала заставляет Елену рас­ теряться. Но привычка от­ носиться ко всему серьезно сильна в ней. С покор­ ностью ученицы и так же сосредоточенно, как только что работала над решением важных общественных за­ дач. она отыскивает взгля­ дом на небе красноватую звездочку, которую древние греки называли звездой Мира. И это созерцание ночного неба пробужда­ ет в ней какие-то неожи­ данные и непривычные мысли, будит воспомина­ ния. Удивительное в это время лицо .у Кольцовой- Бояринцевой... Мягко и почтительно, с достоинством держится она во дворце, на приеме у коро­ ля той страны, в которую направилась с дипломати­ ческой миссией. И только лукавые искорки в глазах, тонкая ирония в голосе, улыбке выдают истинное от­ ношение Кольцовой к этим господам. Несколько слабее, на наш взгляд, получились сцены встреч Кольцовой с Андре­ ем Седых. Думается, сила взаимного чувства этих лю­ дей, глубокий драматизм их любви, принесенной в жерт­ ву великому долгу, еще не нашли в спектакле настоя­ щего отражения. В спектакле есть такой момент. Правительство страны, где находится с дипломатической миссией Кольцова, решает предоста­ вить Советскому Союзу кре­ дит. Реакционные круги рас­ считывают, что парламент не утвердит этого решения. Кольцова разгадывает хит­ рый маневр недругов Стра­ ны Советов. Ей приходит мысль, что наша страна должна отказаться от креди­ та. На сцене это решение приходит к Кольцовой слиш­ ком легко. А разве просто было пойти на такой шаг в тот момент, когда нашей стране, как воздух, нужны были деньги (и она это пре­ красно знала)? В спектакле же все это похоже на подго-- товку к веселому, забавному розыпрышу неприятелей и только. В последней части, когда Елена Кольцова выходит на авансцену, чтобы сказать несколько слов залу, ее об­ ращение к детям и внукам звучит так дружески и заду­ шевно, с такой материнской теплотой, что невольно про­ щаешь актрисе отдельные минусы. Блестящей работой пора­ довал заслуженный артист РСФСР К. И. Липатов, сы­ гравший в спектакле роль короля. Король в его испол­ нении — ничем не примеча­ тельный заурядный человек, с гораздо большим увлече­ нием занимающийся коллек­ ционированием монет и вы­ шиванием, нежели государ­ ственными делами. Артист с мягким юмором показывает неподдельное восхищение, которое внуша­ ет этому монарху советская женщина-дипломат, ради ко­ торой он с удовольствием на­ рушает определенный зако­ ном и освященный традици­ ей ритуал. И только в последнем действии актер дает воз­ можность зрителю заду­ маться над тем, не скры­ вается ли за маской за­ урядности и простодушия умный и дальновидный политик, раньше других своих" соотечественников оценивший растущее могу­ щество своего восточного со­ седа. Значителен коммерсант Юлиус Хельмер в исполне­ нии заслуженного артиста РСФСР С. М. Простякова. Где бы ни находился Хель­ мер, с кем бы ни разговари­ вал, мы видим, как цепко ловит он интересующие его сведения, как работает его мысль, оценивая, выгодно или невыгодно для его дел складывается на сегодня об­ становка. Радует законченностью, продуманностью работа С. С. Садішова, исполнив­ шего роль помощника Коль­ цовой Ивана Никитича Чу­ макова. Трудно укрощать свой непокорный нрав бал­ тийскому моряку, переоде­ тому в костюм дипломата, трудно научиться «искусст­ ву улыбаться». Сцена дипло­ матического «дебюта» Ива­ на Никитича в его встрече с министром Боргом (артист Н. Е. Лукинов) — одна из самых удачных в спектакле. Актеру удалось решить и проблему «старения» на сцене. Ивана Никитича дней революции и Ивана Ники­ тича дней Великой Отечест­ венной войны разделяют де­ сятилетия, и зритель почти видит, как прошли для Чу­ макова эти десятилетия. Точен и достоверен в сво­ ей маленькой роли диспетче­ ра заслуженный артист РСФСР С. Г. Аханов. Спектакль -. идет в хоро­ шем темпе. Но к режиссеру есть и ряд претензий. Поче­ му в цельном, мягко решен­ ном спектакле вдруг появ­ ляется гротескная фигура корреспондентки с приклеен­ ным носом? Правда, ее пре­ бывание на сцене длится не­ сколько секунд, тем не ме­ нее появление ее в этом спектакле вызывает недоу­ мение. Нельзя не отметить и другое: очень уж мешковато выглядит придворный (ар­ тист А. А. Жданов). Мешает и то, что декора­ ции картин меняются, хоть и в темноте, но при подсвечен­ ном заднем занавесе, и это дает возможность зрителям дроследить за всей техноло­ гией перемены декорации! Все это несложно выпра­ вить.. Важно, что спектакль, интересен и значителен. Об­ ращенный к молодежи — детям и внукам людей, де­ лавших революцию и отстаи­ вавших ее завоевания, он призывает зрителей пом­ нить и ценить титаническую подвижническую деятель­ ность старшего поколения, учиться у него любить свою Родину, работать для ее блага, для ее счастья. Р. МУСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz