История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

С ВОИ тридцать второй теат­ ральный .сезон драматиче­ ский театр Краснознаменного Северного флота открыл дра­ мой молодого белорусского дра­ матурга А. Делендпка «Вызов богам». В ней автор затрагивает извечную проблему жизни и смерти, победы человеческого разума над таинственными явле­ ниями природы. Это первая пье­ са А. Делендика, по профессии врача-психнатра. Она решена в плане острой психологической драмы. Будущий врач-хирург Инга в годы войны совсем еще девоч­ кой попала в фашистский ла- • герь смерти. Там она стала од­ ним из объектов для изуверских экспериментов пала­ чей в белых халатах. Лишь немногие из спасенных детей оста­ лись живыми. И сре- ' дн них — Инга. Дол­ гие годы ничто не на­ поминало ей о прош­ лом. Сча с т л и в а я юность после войны, учеба в институте, . перспективы самосто- •' ятельной науч н о й работы... И вдруг__________ мечты ее рушат­ ся. Анализ крови, произведен- . ный молодым ученым Асколь­ дом Папановым, показал, что де­ вушке осталось жить совсем не­ долго. Инга узнает, что она об- . речена. Вадим, талантливый конструк­ тор, страстно любящий Ингу, узнав об угрожающем ей не­ счастье, решает бороться за нее. Он отказывается от блестящей карьеры ученого и увозит мо­ лодую жену в Полесье, где она должна работать после оконча- ■ния института. — Мы бросим вызов. Вызов - богам, черту, дьяволу и тем га­ дам с черно-белыми... Слы­ шишь? Ты будешь жить. Бу ­ дешь! Ты меня еще не знаешь... Я не отдам тебя! Я люблю! Слы­ шишь? Люблю тебя! Так говорит Вадим Инге. Там, в Полесье, Инга рабо­ тает врачом маленькой участко­ вой больницы. У девушки—люби­ мая работа, ее окружают друзья, с ней рядом Вадим. Хорошие со­ ветские люди заботятся о ней, оберегают ее. И под воздействи­ ем внешних и внутренних фак­ торов — большого чувства, на­ стоящего человеческого тепла _ — происходит невозможное: Ин­ га выздоравливает. Смерть от­ ступила. Ходом течения болезни поражен и Аскольд Поланов: — Боюсь . что-нибудь утвер­ ждать, — говорит он после об­ следования Инги, — но первый тайм она выиграла достоверно! Такова фабула драмы А. Де­ лендика «Вызов богам», постав­ ленной режиссером В. Лысенко на сцене флотского театра. Драматургический материал пьесы очень неровен. Он имеет .немало существенных недостат­ ков. Несомненно, затронутая в драме проблема всепобеждаю­ щей любви — актуальна и се- тодня. Однако в данном случае по воле автора любовь приобре­ тает несколько утилитарный, практический характер. И дело вовсе не в том, что мы не верим в психологический фактор при лечении даже самых неизлечи­ мых болезней. Просто в пьесе вопрос поставлен несколько прямолинейно, примитивно/ а это не может не влиять на прав­ доподобность основного конф­ ликта, на его философский смысл, на достоверность. Оставляют желать лучшего (мы пока говорим только о пьесе}) и образы действующих лиц. Большинство из них, за ис­ ключением Инги и Вадима, так и не получили развития, у них отсутствуют яркие характеры, они схематичны. К ним прихо­ дится отнести Максима, Галину с ее «незаконченной» любовью к Аскольду, Светлану, дальней­ шая судьба которой совершенно непонятна. В восьмом номере журнала «Театр» опубликован новый ва­ риант пьесы. И нельзя не отме­ тить, что он значительно отли­ чается от того, который осу­ ществил на своей сцене театр флота, —. отличается в лучшую сторону. В нем убраны некото- =3 Т Е А Т Р щг ИНГА БУДЕТ Ж И Т Ь рые эпизоды, мешающие разви­ тию драмы Инги (взять хотя бы ничего не дающую для спектак­ ля сцену у начальника авто­ парка Долбика), нет здесь и вто­ ричного и совершенно ненужно­ го появления сектантки Капари- хи и т. д. Но зато есть новые сцены (например, сцена с буро­ виками), играющие важную роль в динамике событий. Как же подошел театр к во­ площению в целом интересной по замыслу драмы «Вызов бо­ гам»? Режиссер В. Лысенко пришел к выводу, что идею спек­ такля лучше всего выражает четверостишие А. . Мицкевича, которое А. Деленднк сделал эпи­ графом своей драмы: «Нет, лучше с бурей силы иернть, Последний миг борьбе отдать, Чем выбраться на тнхий берег И раны горестно считать». Такой эпиграф, конечно, да­ ет широкую возможность соот­ ветствующим образом настроить зрителя, провести, так сказать, его психологическую подготовку. И, преодолев недостатки драма­ тургического характера, режис­ сер В. Лысенно добился в спек­ такле необходимого звучания темы борьбы со смертью, с не­ избежностью. Зрителя не может не тревожить судьба Инги, ко­ торая по вине гитлеровских вы­ кормышей должна была погиб­ нуть. На протяжении всего спек­ такля зритель мысленно бо­ рется за Ингу и искренне ра­ дуется ее победе. Сложнейшую роль Инги в спектакле играет артистка А. Журавлева, играет ее очень искренне и правдиво. Мы ви­ дим Ингу всегда целеустрем­ ленной, хорошо сознающей свою цель в жизни. Инга как человек не лишена юмора, ей свойственны порывы подлин­ ной радости, веселья, она спо­ собна на большую любовь. Тако­ ва эта советская девушка, для которой жизнь — возможность принести людям как можно больше пользы. И Инга не соби­ рается истратить ее по пустя­ кам. . Правда, порой А. Журавлева впадает в излишний мелодрама­ тизм. Особенно это относится к сцене с остановившимся будиль­ ником. Она проходит фальшиво и так напоминает сцену из хо­ рошо известной мелодрамы A. Дюма-сына «Дама с камелия­ ми» (вспомните Маргариту Готье и сцену ее смерти!). Нам кажется, что в данном случае режиссеру изменило чувство вкуса и меры. Аскольда играет артист В. Хо- мнч. Это поначалу очень убе­ дительный образ, который по ви­ не автора пьесы потом просто растворяется в событиях и вы­ полняет чисто служебную роль. Тем не менее, и на таком огра­ ниченном материале артист су­ мел создать запоминающийся образ. Вадим в исполнении артиста B. Рачило — развязный н очень недалекий паре н ь, любящий поволочить­ ся за девушками, внутренний мир ко­ торого огранич е н твистом и плоскими остротами. Эти ост­ роты — блестящ и й материал для иро­ нии Инги. Но неволь­ но возникает вопрос, как могла такая оду­ хотворенная светлая девушка, как Инга, полюбить та к о г о слишком заурядного человека. Что она смогла в нем найти? Да и может ли та­ кой человек быть талантливым конструктором? Правда, в минуту опасности для Инги Вадим самоотвержен­ но берет на себя всю тяжесть борьбы за нее. Казалось бы, что теперь он и сам должен стать другим, более серьезным, внут­ ренне собранным, ведь у него теперь есть, кроме любви, и цель в жизни. Но, к сожалению ар­ тист Рачило не смог найти не­ обходимых артистических кра­ сок, чтобы показать изменения, происшедшие с Вадимом. Вади­ му—Рачило не хватает более глу­ бокого, проникновенного понима­ ния своей ответственности перед Ингой. Мы не видим у него ни подлинных раздумий, ни пере­ живаний, ни мучительных поис­ ков выхода из создавшегося по­ ложения. ' Отдельно хочется поговорить о работе художника А. Мещани­ новой. Мы не можем согласить­ ся с предложенным решением оформления спектакля. В своей основе «Вызов бо­ гам» — спектакль ярко оптими­ стического звучания. Так почему же он решен в таких мрачно черно-белых тонах, которые утя­ желяют всё происходящее на сцене, лишают спектакль того самого солнца, о котором в нем говорится довольно много? Очень назойлив, например, ста­ нок ^с лестницей. Ко всему, он явно неудобен для актеров и громоздок. Наконец, отсутствие ярких деталей мешает зрителю определить, где же происходит действие. Возможно поэтому, мы каждый раз видим светящиеся надписи: «Сквер», «Комната Вадима». Эти надписи отвлека­ ют зрителя. Тем не менее, спектакль «Вы­ зов богам» не может оставить равнодушным зрителя, он волну? ет, заставляет задуматься над тем, что еще и сегодня живы и благополучно здравствуют те, кто тысячам таким, как Инга, принес смерть п муки. И совсем не случайно автор устами одно­ го из героев вспоминает о Хи­ росиме. Это как бы еще одно напоминание о необходимости быть бдительными, бороться за мир, за жизнь и подлинное сча­ стье людей. В. СОЛНЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz