История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Т Е А Т Р ; - — ! м КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ " Пьеса «Кремлевские куранты» Н. По­ година (в новой редакции) раскрывает волнующую страницу истории нашей страны — время, когда великим Лениным был разработан план электрификации страны, озаривший ей дорогу в будущее. Постановку это Т і пьесы. посвященной важной теме, осуществил театр Северного флота. Голь В. П. Ленина в спектакле испол­ няет заслуженный артист республики С. Аханов. Перед артистом поставлена боль­ шая творческая задача. Советским людям очень хорошо знаком образ великого вождя по рассказам, воспоминаниям, фотографи­ ям п зарисовкам, еще свежо в памяти прекрасное исполнение роли Ленина на­ родным артистом СССР Б. Щукішым в кино. Создать живой образ вождя — за- іача чрезвычайно сложная и исключи­ тельно почетная. Артист Аханов сумел передать ленинскую убежденность а пра­ воте своего дела, показал любовь вождя к трудовому народу, раскрыл очень важ­ ную черту образа Ленина — умение по- болыпевнстскп дерзать п мечтать. Осо­ бенно убедительно артистом раскрывают­ ся ленинские черты в сцене полемиче­ ского поединка с английским писателем (очень важная сцена *ля выявлеппя идейной сущности спектакля), который не в состоянии был понять истоки такой ог­ ромной перьт Владимира Ильича в силу народа. В спеггакле сцена встречи Ленина с английских писателем (его пггает М. Не­ чаев) загсу.пнается. волнует зрителей. Игр? Аханога полна красноречивых под­ текстов. Здесь и оценка собеседника при первом знакомстве: «С кем я имею дело?», здесь п ирония, доходящая до сарказма, равшегося «написать обширную кппгу против Маркса.», на что Ленин, как бы невзначай, иронически бросает: «Ну что же._ валяйте!» II мы видим Ленина, кото­ рый уничтожает противника своим умом, силой, своими доводами, верой в правоту великого дела, в то, что «мы — навеки». Вместе с тем, сцепа проигрывает от того, что Нечаев в роли английского пи­ сателя несколько рассудочен. больше спрашивает, берег интервью, нежели спорит. Поэтому встреча Ленина с писате­ лем в спектакле более похожа на дипло­ матическую борьбу, а не. полемический бой. Ведь по пьесе оптимизм Леипна совер­ шенно обескураживает противника. «Ва­ ша вера может потрясти или свести с ума. — восклицает писатель. — это не­ возможно понять! Перед вами бездна несчастий, ужасов, а вы нзд пропастью говорите об электрпфикащш... Я отказы­ ваюсь понимать!» Писатель явно теряет самообладание, а Нечаев скуп на выявле­ ние этого состояния героя. А ведь образ этот обобщающий. В сцене происходит столкновение двух миров, двух идей, по­ этому конфликт хочется видеть более яр­ ким н действенным. В сцене с инженером Забелиным образ Ленина' раскрывается с другой стороны. Ленин внимателен к ученому, беспоща­ ден, узнав о том, что он торгует спичка­ ми. пряча свой талант. Ленин разрушает ложное представление Забелиных о Со­ ветской власти, умело переубеждает ста­ рого инженера, включает его в созида­ тельную, творческую жизнь страны, за­ ражает мечтой о будуг ем России, об электрификации. П ясно видишь, что меч­ та эта реальная, основанная на вере в силу народа. В этом же нас «убеждает к ками (набережная у Кремля), где Аханов показывает, как вождь умел просто раз­ говаривать с рабочими, как он изучал их, чтобы сделать затем вывод: «С наши­ ми людьми можно дерзать, можно меч­ тать...». К сожалению, артпет Аханов роль ис­ полняет неровно. Например, в четвертой картине — в доме у Чудиова, Аханов ----------------------------- * несколько суховат и тороплив. Ппогда он боится пауз, так необходимых в ряде сцен, а в финале спектакля несколько ри­ торичен Но, несмотря на это. С. Аханов справился с труднейшей задачей, создал волнующий образ великого человека. Уда­ ча актера — бесспорна, и это обеспечи­ вает успех спектакля. Роль II. В. Сталина исполняет заслу­ женный артист республики А. Глотко. Внешне артист похож на Сталина, удалось ему передать п особенности речи II. В. Сталина, спокойную, неторопливую. Но, •к ------------------------------ думается, стремление артиста передать только это помешало создать многогран­ ный образ соратника и ученика В. И. Ленина. Нет сомнеішя, что опытным ак­ тером А. Глотко образ П. В. Сталина бу­ дет обогащен. Артистам 3. Гельман и А. Фролову по­ ручена роль Дзержинского. Почти полпое отсутствие словесного материала в пьесе ставит артистов в невыгодное положение. Хочется видеть больше внешнего сходства (А. Фролов ближе), больше строгой опре­ деленности в тех немногих фразах, кото­ рые произносит Дзержинский. Близок к Ленину матрос Рыбаков. Мо­ лодой артист Цыбин в основном передает обаяние этого человека. Но артисту необ­ ходимо освободиться от внешней развяз­ ности, заметно снижающей в целом хоро­ шее впечатление об образе героя-матроса. Н. Рижская в роли Маши Забе­ линой мила. Но, как видно, артист­ ка подошла к работо над этой ролью с позиций ужо найденного и про­ веренного в других ролях. Образ Маши но пьесе богаче содержанием, глубже и раз­ ностороннее, чем создает его Рижская. Маша в спектакле несколько застывшая, а порой манерная (2 картина). От способ­ ной артистки мы вправе ждать большего. Очень интересный образ инженера За­ белина создан артистом К. Липатовым. Его Забелин страстен, кипуч, деятелен. Не видя применения своему таланту в но­ вых условиях, он торгует спичками у Иверских ворот. «Это — вызов новому времени. Это — своеобразная борьба, про­ тест. Пожалуй, темперамент Липатова — Забелина наиболее близок духу, атмосфере бурных 20-х годов. Артист обогатил образ, раскрыв коме­ дийную сторону его, и от этого спек­ такль выигрывает. Но артисту пе все оди­ наково хорошо удаюсь показать Вот За­ белин у Ленина в Кремле. Владимир И л ь и ч потряс интеллигента, раскрыл его ограниченность, увлек масштабностью творческого замысла. Забелин познает то, к чему он не был готов. В нем совершается душевный переворот. Эту очень важную сцену Липатов проводит несколько лег­ ковесно, недостаточно глубоко. А ведь именно здесь меняется ошибочный взгляд старого ишкенера, ему становится стыдно за свое поведение и мысли, у пего появ­ ляется жажда снова творить. Процесс сложный, но артист слишком торопливо выявляет его. Особенно это заметно в картине, где показывается Забелин после встречи с Лениным. В этот момент должна быть показана суровая сдержанность ин­ женера, его раздумье, вызванное разгово­ ром с вождем революции, а этого нет. Подкупает своей мягкостью и сердеч­ ностью 3. Барковская в роли жены -За­ белина. Заслуженному артисту республики Деньгпну (Казанок) хочется посоветовать не подчеркивать свои яркие комедийные данные, особенно в четвертой картине. Это обедняет образ Казанка. Пельзя согласиться с артисткой Н. Бе- техтнпой в трактовке образа Степки. Ес­ ли начало роли не вызывает возражении, то дальнейшее поведение Стенки застав­ ляет огорчаться. В игре артистки — на­ лет штампа. Госта у Забелиных — несомненно хоро­ шее сборище перепуганных интеллиген­ тов, теряющих почву под ногами. Особен­ но запоминасчія М. Муоатовскнй. с боль­ шим тонким юмором и тактом играющий свою роль. Поставлен спектакль заслуженным ар­ тистом РСФСР П. Шойхет. оформление сделано художником Н. Мамопечым. Новая постановка театра Северного фгота смот­ рится с большим интересом. И. ПРОХОНОВ. Режиссер обласхного драматиче­ ского театра. по адресу ограниченности писателя, соо- беседа Ленина с иосковскинг; трамвайщн- На снимке: сцена из третьего акта спектакля театра Северного флота «Кремлевские куранты*. (Слева направо): в роли инженера Забелина артист К. И. ЛИПАТОВ, в роли Ф. Э. Дзержинского артист А И. ФРОЛОВ, в роли В. И. Ленина заслуженный артист РСФСР С. Г. АХАНОВ, в роли И. В. Сталина заслуженный артист РСФСР А. С. ГЛОТКО. Фото читателя «Полярной правды> Н. Шннкарева,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz