История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Xb 157 (8189) 5 толя 1955 г. П О Л Я Р Н А Я Пьеса „Полярный круг“ в постановке театра Северного флота Одной из центральных тем в репертуа­ ре театра Северного Флота является ото­ бражение жизни и боевой деятельности воинов Советской Армии к Военно-Морско­ го Флота, тема героического прошлого и настоящего нашей Родины. Об этом сви­ детельствует постановка на сцене театра пьес «Любовь Яровая», «Незабываемый 1919-й», «Кап закалялась сталь», «Песнь о черноморцах;), «Последние рубежи», «Порт-Артур». Неизменное стремление коллектива театра к определенной, значи­ тельной теме говорит о творческом лице театра, является по­ казателем его идейно- художественной зре­ лости. Спектакль «По­ лярный круг» II. Штока — яв­ ление знаменатель­ ное в творческой жизни театрального коллектива. Пьеса увидела свет впер­ вые. у нас, в Запо­ лярье. И самое цен­ ное — это то, что в ней рассказывается о событиях, происхо­ дивших у пас, на Се­ вере. Эта пьеса не лише­ на недостатков. Она страдает растянуто­ стью, многословием, драматургической рыхлостью ряда кар­ тин, но она полна оп­ тимизма, которым на­ делены положитель­ ные герои, — советские моряки, борю­ щиеся за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Театр поступил правильно, вклю­ чив эту пьесу в свои репертуар. Суровый 1942 год. Враг у стен Сталин­ града. Родина гв опасности. Не хватает самолетов, танков, но горячие сердца со­ ветских людей-патриотов полны ре­ шимости п веры в окончательную победу пал врагом. В этой борьбе у нас были союзники. Союзники!.. В центральной сцене спек­ такля (седьмая картина) американский делец, шпион, увертываясь ог разоблаче­ ния, произносит: «Больше всего на свете я ненавижу Гитлера». На это советский контр-ахмирал Щербак отвечает: «Нет, вы не хотите. победы Гитлера. Но вы не хотите и победы союзников. Вы хоти­ те продлить эту воину, насколько возмож­ но заработать, хорошо заработать. Осла­ бить нас н Гитлера и опять заработать. Взять нас слабыми. истощенными кровью н тут уж зара-ботать как стедѵет». Весь ход развертывающихся в спектакле событий подтверждает эти слова. Уже пролог спектакля настораживает зрителя. Адмирал Биров сообщает вице- адмиралу Щербаку о том, что из Ислан­ дии вышел большой караван союзных ко­ раблей с танками, самолетами и авиа­ ционными моторами. Это очень важно.. КараЕан должен доказать целесообраз­ ность северного морского пути. «Падо по­ стараться, — говорит адмирал Баров, — чтобы все корабли были доставлены в на­ ши порты». Щербак замечает: «Первый год войны научил нас относиться с осто­ рожностью к обещаниям союзников»... Сцену прорывает крнезі Рпгмена. ]міер- адмирала и командора союзных войск. Ока­ зывается. что Ригмен и Щербак -давно знакомы. Советский вице-адмирал Щербак отлично помнит бывшего лейтенанта ок­ купационных войск на Мурманс в 191S году Ригмена, подвергавшего жестоким пыткам русского матроса Щербака. Уз­ нает и Ригмен Щербака по шраму, остав­ ленному стеком Ригмена на лице Щербака 24 года назад. Союзники обмениваются приветствиями. Так начинается спектакль. Успех спектакля объясняется прежде всего тем, что постановщик и режиссер верно раскрыли идейную сущность пьесы (постановка заслуженного артиста РСФСР II. Шойхета, режиссер 0. Шаповаленко). В спектакле хорошо показаны патрио­ тизм советских моряков, их вера в победу и страстное стремление к ней. С другой стороны, здесь хорошо ]раскрыта продаж­ ность. внутренняя пустота, измена союз­ ническому аолгу погонщиков за долларами американцев. Но в спектакле подчерки­ вается. что существует две Америки — ■ ■ ■ Сцена из третьего акта спектакля «Полярный круг». На снішке: контр-адмирал Щ ЕРБАК — заслуженный артист РСФСР С. ПРОСТЯКОВ, лейтенант ПАВЛОВА — артистка А. СИДОРОВА. Фото Н. Шинкарева. Америка бизнесменов н Америка простых честных людей — друзей народов Совет­ ского Союза. В спектакле заняты ведущие артисты театра. Роль вице-адмирала Щербака ис­ полняет заслуженный артист РСФСР С. Простяков. ІЦербак-Простяков—умный и опытный командир, чуткий и умелый воспитатель. Особенно хорошо запоми­ нается сцена с матросом Бойко в третьем акте. Можно поспорить и даже не согласиться лишь с двумя моментами в целом верно и интересно решенного образа Щербака. В седьмой картине в поединке с Лайфертом Щербак перестает быть самим собой. Допу­ стив несдержанность, артист показывает слабость, неумение владеть собой. Второе замечание касается настроения Щербака в течение всего спектакля. Оно не­ сколько притуплено тяжестью личных переживании и трудностью дел. Не хочет­ ся видеть Щербака демонстрирующим с бо и переживания. Правдивый и обаятельный образ матро­ са Бойко создал заслуженный артист РСФСРА. Найчук. Простота, непосредст­ венность и жизненная неопытность орга­ нично сочетаются в матросе с неудержи­ мымстремлением быть в самом трудном деле. Мы видим Бойко простым и смелым русским героем Когда он говорит: «Пору­ чите мне такое, чтоб меня смерть испуга­ лась» — сидящим в зрительном зале так и хочется подсказать вице-адмиралу Щер­ баку: «Поручите смело, мы за него отве­ чаем». Мы верим, что Бойко не остановит­ ся даже перед смертью, но выполнит зада­ ние. Самое убедительное в этом- образе именно это. Роль Николая Щербака, сына вице-ад- мнрала, играет заслуженный артист РСФСР А. Глотко в основном верил. Это волевой и смелый офицер, влюбленный в морс и Флот.Но в первой картине Николаи сколько легковесен, ему не хватает' ранности отца. Создается впечатление, что j артист обеспокоен тем, чтобы не . пока-| заться старше своего героя. У авто- j ра в одной из ремарк указано, что Ни- колай говорит тихо, жесты его сдержанны, | ліще, улыбке есть что-то девическое. А на сцене мы видим несколько иного Николая — шумноватого, даже нескромного. Во второй картіше этого нет, артист играет верно. Мало убедителен в роли капитан-лейте­ нанта Дяднчева артист А. Фролов. Мате­ риал пьесы богаче созданного на сцене образа. Автор говорит, что Дядичев уг­ рюм. резкий, вспыльчивый. А мы видим примерно ровного характером человека. Фролов не угрюм, а скорее замкнут, не резок, а скован, не вспыльчив, а неврастеничен. Зри­ тель остается к нему безразличным. Интересна роль На­ таши, администрато­ ра гостиницы, в ис­ полнении артистки А. мало содержательна, даже пуста и, естест­ венно, возникает во­ прос, за что мог по­ любить ее Дядичев? Но в сцене получе­ ния боевого задания мы видим ее собран­ ной и волевой. К со­ жалению, такой она не остается до конца. В сценах любви контрразведчица На­ таша становится просто Наташей, с потухшим взором че­ ловека, мечта кото­ рого не осуществи­ лась. Это обедняет образ, Можно поду­ мать, что Наташе не интересна служба, ибо это мешает ее лич­ ному счастью. Темпераментно играет роль парикмахера СойкпноГі артистка В. Затепякина. Особое место в спектакле занимают об­ разы представителей вражеского лагеря. Умно, с большим тактом играет роль риер- адмирала Ригмана артист В. Сидоров. В роли Лаиферта артист М. Нечаев по­ казал отрицательный образ. Ланферт об­ щителен, даже обаятелен, но вместе с тем жесток и опасен: одной рукой он молит­ ся, а другой заносит нож для удара. В этом образе ^недостает, пожалуй, лишь одно­ го — большей активности бизнесмена. Заслуга артиста В. Ионова, играющего роль капитана Кекнена, в том, что герой ак­ тивно действует, страстно добивается на­ меченной цели. Но поведение его уже в первой картине рождает у зрителя мне­ ние, что это враг. Хорошо выписан автором Маккри, капитан парохода. Заслуженный артист РСФСР В. День- гин создал запоминающийся образ прозре­ вающего американца. Образ этот труд­ ный и благородный. К сожалению, артист излишне подчеркивает в своем герое ко­ медийные черты, ибо жизнь Маккри ско­ рее трагична. В спектакле имеются режиссерские не­ достатки. Требует пересмотра вторая кар­ тина, она растянута. Линия поведения Киры Петровны (артистка 3. Барковская) дает тон всей картине, а тон этот мело­ драматичный. Артистка играет несчастную женщину, а должна показывать умело преодолевающей свое горе. Поэтому в фи­ нале спектакля кажется странным видеть ее в офицерской Форме.Вызывает недоу­ мение сцена в финале спектакля, где по­ казано, что Кенией посылает три пули в грудь Маккри па расстоянии двух метров, а смертельно раненый делает несколько эффективных движений. Это иеправдопо- не- j добно. Красиво, но не жизненно. Заслужи­ л о- ! вает внимания работа художника II. Мамо­ нова, декорации способствуют решению идеи спектакля. Хороший спектакль создан театром Се­ верного флота. И. ПРОХОНОВ. Режиссер Мурманского област- он застенчиво здоровается с отцом, в его ного театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz