История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Б о л ьш е чем п р о ф е с с и я ...Утро, как всегда, начина­ ется с легкой перебранки. К постоянному хаосу в своем доме донья Валерия привык* ла. Какая-то механичность, внутренняя обреченность есть в нарочитой строгости, с ко* торой она покрииивает на дочь или спроваживает на­ зойливого почтальона. На­ доела нищета. Надоело торго­ ваться. сбывая объедки с барсних столов, ноторьіе при­ носит муж. ежедневно изо­ бражающий на светских pay* тах «человена из общества». Впереди — ничего... Эту затаенную тоску четко передает актриса, внешне существуя в смешных, дохо­ дящих до буффонады сюжет­ ных переплетениях пьесы итальянсиих драматургов Р Снарначчн и Т. Тарабузи «Моя профессия — синьор из общества». В непритязательной иомедии вскрыт глубоиий социальный пласт, показана полная дра- матизма человеческая судьба. Э ТО был первый спек­ такль. в котором око­ ло трех лет назад я увиде­ л а актрису Журавлеву . Об­ ратила внимание на высо­ кую ее профессиональность, на то, что каждая минута пребывания артистки на сцене полна смысла, что роль для нее — повод для раздумий над жизнью, в которые она изящно и вла ­ стно вовлекает зрителя. Алла Иосифовна Ж у ­ равлева — человек ' яркий. Говоря о ней, не использу­ ешь столь выгодный прием контраста: вот-де в жизни человек незаметный, а на сцене... Она эффектна, з а ­ метна. Жизнь воспринима­ ет по-особому азартно. С одинаковым восторгом мо­ жет рассказывать о встре­ че участников полярной экспедиции, свидетелем ко ­ торой была, и о спектакле МХАТа, который удалось посмотреть. Она интересу­ ется только что появив­ шейся пьесой, новым филь­ мом. острой статьей в ж ур ­ нале «Театр». От нее по­ стоянно слышишь: «А вы читали?..г» Что такое — талантливый актер? Ответ, кажется, ясен: человек одаренный. Но сам по себе дар — аванс, задаток. Б е з труда он не заиграет, не раскроется. Не расцветет без способ­ ности радоваться жизни, заинтересованно восприни­ мать окружающее, естест­ венно жить в нем, бороться, увлекаться, страдать. Так живет Алла Иоси­ фовна Журавлева — актри­ са и человек. ...О сцене она мечтала всегда, сколько себя помнит. С детских лет занималась в танцевальном кружке Во- рошиловградского дома пио­ неров: выступала в концер­ тах. Вероятно, немножко смешной была в исполнении шестиклассницы княгиня ----Эскиз К n o p T f Трубецкая в отрывке ив поэмы Некрасова «Русские женщины». Но что были в этом первом появлении на драматической сцене увле­ ченность и страсть, я уве­ рена. В родном городе не пропускала она ни одного спектакля местного театра, гастролирующих театраль­ ных коллективов. ...Перед экзаменационной комиссией Киевского теат­ рального института нм. Карпенко-Карого стояла то­ ненькая большеглазая де­ вочка с пушистой косой до колен. Неожиданно низким голосом она начала читать монолог Лауренсии из «Овечьего источника». — Разговаривала я тогда просто басом, — смеется Алла Иосифовна. — Этот казавшийся бесперспектив­ ным контраст и заставил судей вынести решение: несоответствие внешних и внутренних данных. Меня не приняли!.. Суровый приговор может заставить изменить мечте любого. Но Алла Журавле­ ва!.. Она пришла во вспомо­ гательный состав Вороши- ловградского музыкально- драматического театра, уп­ рямо повторяя про себя, что актрисой будет все рав ­ но. Не очень много прошло времени, к ак стала она по­ лучать не только «выход­ ные». но заметные роли, много пела и танцевала в музыкальных постановках. У товарищей по работе, у режиссеров сомнений не было — растет актриса. А вскоре она была принята в Харьковский театральный институт и успешно его за ­ кончила. Училась в украинском ву­ зе. Читала, пела, играла на украинском языке. А па­ раллельно, не ж алея сил. еще это делала на русском. Сама! Училась радостно. Могла репетировать с утра до вечера. Студенты-режис­ серы всех курсов напере­ бой приглашали ее в свои постановки. Успевала и чи­ тать, н слушать музыку. Подарком судьбы назы­ вает актриса своих педаго­ гов: народных артистов СССР Евгения Васильевича Бондаренко. Валентину Николаевну Чистякову и других. — Они нам дали больше чем профессию — стара­ лись сделать нас людьми! После института сразу получила роль Лиды в «Платоне Кречете» А. Кор­ нейчука на сцене родного города. Потом был Куста- найский областной драма­ тический театр . Играла много. Храбро бралась за >ету а к т р и с ы ------------------ самые разные роли. В юном актерском возрасте сыгра­ л а . например, старуху Сал­ ли в «Замке Броуди» А . Кронина. Об этих пер­ вых шагах на сцене (вер­ нее, к сцене) можно было бы и не рассказывать столь подробно, если бы не вы­ ражали они творческой су­ ти актрисы Журавлевой, ее упорства и бескомпро­ миссности по отношению к делу, выбранному р а з и на­ всегда. — Если бы я работала так , как сегодня некоторые молодые, не стала бы актри* сой. Это преступно — так ничего не хотеть!.. Суждение, к а к всегда, резкое у Журавлевой . Но она имеет на него право. Только театральный че­ ловек в полной мере оце­ нит сложность работы й передвижном театре, да еще в условиях Заполярья. Д алекие выезды , холодные клубные помещения, как правило — должным обра­ зом- не оснащенные сце­ ны... Годами, десятилетия­ ми работая так , можно и форму актерскую потерять, и критерии в искусстве. И увлеченности, свойственной . юности, может поубавить­ ся. Но только не у Ж урав ­ левой... Она всегда играет так, к ак в последний —- единственны іі раз. Она не просто работает в те а тр е— она ему служит. Ее рас­ страивает любая накладка, любая неточность. Она — солистка, но волнует ее весь спектакль, его ху­ дожественная цельность, его смысл. Я узнала ее уже масте­ ром, ведущей актрисой те ­ атр а Краснознаменного Се­ верного флота, которому она отдала более 20 лет. — С Аллой Иосифовной работать интересно, — го­ ворит главный режиссер театра Игорь Михайлович Милованов. — Она не пас­ сивный исполнитель воли постановщика. Приняв об­ щий замысел спектакля, определив в нем место сво­ ей роли, она активно фан­ тазирует, предлагает, про­ бует. Это и создает кон­ такт, почву для творчества. С такой актрисой и режис­ серу надо быть на высоте, во всеоружии знаний и ма­ стерства. У Журавлевой сцениче­ ское не состоится, если его не питать кровью сердца, если не отдавать ему всю свою душу, свой ум, свою судьбу. ...Она сидит неподвижно, по­ еживаясь от холода. Кажет­ ся, весь мир ограничен те­ перь этой полутемной ком­ натой н собственными мыс­ лями. Хочется, чтобы никто не приходил, не трогал. Сердце сжимает тосна. Как будет воевать сын? Каи пр** одолеет он обиду за отца, кад­ рового военного, несправедлив во осужденного?.. Весь спектакль «Дорога в Бородухино» — путь Веры Глебовны Шергиной к обре­ тению веры. Внешне сдер­ жанно (имея в виду врож­ денную интеллигентность, деликатность героини), но четко и ярко показывает акт­ риса. как просыпается душа: Как по дороге к деревеньке Бородухино, где она надеет­ ся увидеть сына, Вера Гле­ бовна от встречи с каждым новым человеком ’ стряхивает внутреннее оцепенение, на­ чинает ощущать общность с бурлящей Москвой первых военных месяцев. Духовный подъем и волнение пережи­ вает она от сознания прича­ стности к происходящему. Встреча с сыном оказывает­ ся простой и счастливой. Сын пойдет сражаться за Роди­ ну. Так нужно! Она будет ждать... Женская тема в военном театре звучит по-особому. Любовь матери, верность жены и возлюбленной — ис­ точники силы. Героини Жу­ равлевой внесли свою леп­ ту в эту тему военных спектаклей. Женщина и война... Тема постоянно волнует. В концертном ре ­ пертуаре актрисы — соб­ ственная композиция по стихам женщин-поэтов, уча­ стниц Великой Отечествен­ ной. ...На одной из програм­ мок кто-то написал: «Уди­ вительно — 100-й спектакль, и ни тени равнодушия!..» Ни тени равнодушия! Потому и состоялась актер ­ ская и человеческая биогра­ фия А . И. Журавлевой. Оправдывая высокое зва ­ ние коммуниста, она не до­ пускает компромиссов, ког­ да речь идет о судьбе т е ­ атра. Говорит, что думает, — прямо, резко , решитель­ но. Она хранит достоинство профессии и в большом, и в мелочах. Она точна и в работе на сцене, и в любом общественном поручении, просто в житейском обще­ нии. Ее театральная судьба при видимом благополучии сложна, как сложна судьба каждого творческого чело­ века. И сама она мечтает о сложном, «социально на­ груженном» женском ха­ рактере, характере драма­ тичном, который потребовал бы предельного напряжения души, «самосожжения». А как много хочется сыграть в пьесах классических — с ними не очень везло!.. Сцене отдана жизнь. На подходе первая юбилейная дата. Но подводить итоги рано. П. ФЛОРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz